Мировой рекорд дорожного строительства - 264 км. за 20 дней. Осударева дорога, 1702 г.
Из школьного курса истории мы помним, что именно благодаря строительству этой дороги русские смогли незаметно протянуть на Балтику два фрегата, переместить армию и одержать важную победу над шведами на Ладожском озере.
Недавно же по уникальной дендрохронологической шкале удалось выяснить, что найденные остатки бревен на «Осударевой дороге», относятся к 1702 году. Об этом и многом другом корреспонденту «РГ» рассказал историк, сотрудник Государственного краеведческого музея Карелии Михаил Данков.
Успеть за 20 дней
Российская газета: Михаил Юрьевич, неужели можно было меньше чем за месяц, не владея картографией района, оборудованием и техникой, построить такую масштабную дорогу?
Михаил Данков: Наказ на строительство был дан Петром I и главой Посольского приказа Федором Алексеевичем Головиным. Это реальный документ, мы его обнаружили в Москве, в архиве. Он датирован 8 июня 1702 года. Наказ поручал Михаилу Щепотеву, сержанту бомбардирской роты Преображенского полка, Ипату Муханову, а вслед за ними Автоному Головнину и Михаилу Волкову, поручику и адъютанту,провести «опись проведывания ближайшего пути». Задание фантастическое! В начале восемнадцатого века еще не существовало единых картографических представлений, использовались даже разные верстовые понятия. Так, Петр в одном из писем из Архангельска пишет, что это 120 верст, князь Долгорукий сообщает - «сухим путем близко 200 верст». Мы же в результате современных ландшафтных и археологических исследований утвердились в том, что расстояние составляло 174 версты, что в переводе на современную метрическую систему чуть более 264 километров.
Скорее всего, работу начали в двадцатых числах июня 1702 года, учитываем время, пока устроители волока добрались до места, пока собрался «работный люд» с необходимым инвентарем. А уже 14 июля Щепотев и Муханов с «Осударевой дороги» сообщают Петру в Архангельск: «...а дорога вся в отделке». Фактически, на строительство всей трассы потребовалось менее 20 суток. Этот факт действительно не имеет аналогов в мировой истории инженерно-дорожного строительства. Расстояние от Белого моря до Онежского озера совсем не простая территория. Здесь проходит водораздел. Вдоль побережья Белого моря идут и так называемый Ветреный пояс и гора Голец высотой 234 метра. Объём работ огромный. И наши консультации с инженерами-дорожниками лишний раз подчеркивают, что невозможно за 20 дней обустроить подобный маршрут даже сегодня.
РГ: Выходит, «Осударева дорога» строилась вообще без плана?
Данков: Осуществляя археологическую, топографическую и биолого-ландшафтную разведку, мы пришли к выводу, что трасса строилась не из пункта А в пункт Б, как это считалось долгое время. Данный тезис мы опровергаем. Строители двигались навстречу друг другу. И здесь очередная загадка. Как без точного знания местности головные отряды могли не промахнуться при встрече?
Основаны наши утверждения на том, что обнаружены и изучены разные конструкции гати. Русское население, которое проживало в Поморье, Нюхче, а также у Повенецкого рядка, использовало мостовую настилку с поперечной укладкой. А в срединной части дороги, где проживали карелы, другая методика. Там настилали продольные бревна, на них накладывали катки, по которым и перемещался экспедиционный обоз.
По сохранившимся брёвнам учёным удалось определить дату строительства "Осударевой дороги"
РГ: Сколько же времени преодолевали трассу Петр, лейб-гвардия и свита?
Данков: Мы чуть ли не по часам сейчас реконструируем этот героический рейд. Сам марш длился восемь ходовых суток. И данные факты подтверждаются эпистолярными источниками. Петр писал из начального пункта выхода на «Осудареву дорогу», из Нюхчи, своему союзнику в войне против Швеции польскому королю Августу II, письмо датировано 17 августа 1702 года. Написал царь и по завершении похода, уже из Повенца, тоже польскому королю. Это очень жесткая конструкция: выход 17 августа и прибытие 26-го, и она не позволяет историкам сомневаться и выдвигать иные версии.
На «Осударевой дороге» Петр возглавлял войсковую группировку в составе пяти батальонов лейб- гвардии Преображенского и Семеновского полков, это более четырех тысяч солдат. Столько же челяди, куда входили представители духовного синклита, иностранные послы, дипломатический корпус, а также любимчики царя по «марсовым потехам». Преодоление такой массой людей малоприспособленного пути за восемь ходовых суток кажется невозможным.
Невозможное – возможно
РГ:Может, это фальсификация?
Данков: Определенно нет. Это один из парадоксов менталитета русских людей: сделать невыполнимое во что бы то ни стало. Была поставлена сверхзадача, и ее выполнили.
РГ: А фрегаты? Петр все же тащил их с собой или нет?
Данков: Возможно, это покажется смелым заявлением, но мы уверены, что Петр по «Осударевой дороге» в августе 1702 года фрегаты не тащил, как это традиционно утверждается в отечественной истории. Это подтверждается разными архивными источниками, свидетельствами государя и его фаворитов, иконографией похода, современными выводами археологических и ландшафтных исследований. Морские суда, возведенные под присмотром солдат бомбардирской роты Преображенского полка при участии англичанина Я. Валронта и голландца П. Памбурха, первых капитанов загадочных кораблей, скорее всего, до 1710 года находились в акватории Белого моря.
Кстати, догадки основывались и на художественных работах Адриана Шхонебека, голландского художника, выписанного в Россию в конце семнадцатого века, который, как мы установили, являлся участником легендарного рейда. Его гравюра, опубликованная в 1713 году в так называемой «Марсовой книге», называется «Взятие Нотебурга». На ней не изображены крупные парусные суда, которые якобы должны были атаковать Нотебург. Не было никаких фрегатов.
РГ: Тогда зачем строили дорогу?
Данков: Чтобы тайно переместить лучшую часть российской армии - лейб-гвардию Преображенского и Семёновского полков в Ижорию, к району боевых действий. Карл XII в этот момент, ничего не подозревая, атаковал Краков. И вдруг как снег на голову русские оказываются под цитаделью Нотебурга и в октябре 1702 года забирают у шведов этот ключ к Балтике. Петр, еще в Архангельске, всячески обеспечивая тайну и скрытность операции, распускал слухи через иностранных агентов, будто собирается «в Норвегу». Взял с собой в рейд даже послов иностранных государств, чтобы избежать утечки стратегической информации. Он желал действовать наверняка. И у него получилось. Так что дорога от Белого моря к Балтике задачу свою выполнила.
P.S.
Инерционные представления о таинственном перемещении кораблей войсковой группой Петра I по «Осударевой дороге» в 1702 году, скорее всего, являются мифологической выдумкой, в которой патриотических неувязок больше, чем реальных фактов. Интрига перетаскивания кораблей от моря к морю по-прежнему изумляет и приглашает исследователей к новому архивному поиску и резонному размышлению.
Просмотров: 17243
Источник: Российская газета - неделя, Северо-Запад. 17 февраля 2011 года.
statehistory.ru в ЖЖ: