Гордон. Каббала и русское масонство

данная передача из цикла ночных передач "Гордон" посвящена роли еврейской мистики в идеологии русских тайных обществ и духовной истории

Участники передачи:
Бурмистров Константин Юрьевич, кандидат философских наук, специалист по истории еврейской религиозной и философской мысли
Мария Эндель, директор по образовательным программам "Гилель Россия", преподаватель Высшей гуманитарной школы Ш. Дубнова по вопросам еврейской мысли.


Видео располагается на стороннем видеохостинге, оно может быть удалено без нашего ведома.
Если видео отсутствует, напишите об этом в комментариях.


Материалы к программе

1. Каббала еврейская и христианская . В широком смысле слова, каббала (ивр. «получение», «традиция») — это вся еврейская мистическая традиция, от библейских времен и до наших дней; в более узком значении термина, принятом в современной науке, — это определенный этап в истории еврейского эзотеризма, начавшийся с появления в конце 12 в. в Испании и Провансе специфического учения об эманации (истечении) Божественного света в форме 10-ти ступеней (сфирот). Хотя в науке возникновение каббалы пытаются объяснить влиянием неоплатонизма, гностицизма и других внешних учений, сами каббалисты и простые члены еврейских общин всегда воспринимали ее как самую суть, сердцевина иудаизма. Ученые полагают, что каббала претерпела определенное историческое развитие, в ней выделяются различные течения и этапы, однако существенно, что основной задачей любой эзотерической традиции (на что намекает уже само это слово) является аутентичная передача некоего первоначального откровения. О «развитии» каббалы можно говорить лишь в том смысле, что, во-первых, в разных исторических условиях каббалистами могли вырабатываться различные способы такой передачи и содержание учения, на внешний взгляд, может сильно различаться. Во-вторых, каббала — это не только «сохранение», но и «раскрытие» новых смыслов в Торе, которое подразумевает как непосредственные мистические переживания, так и обновление и исправление мира, т. е. активное вмешательство в ход всеобщего катартического процесса творения или самораскрытия Божества.

Еврейская каббала сконцентрирована на тексте Торы, тексте Закона, что подразумевает, с одной стороны, неразрывную связь галахи и каббалы, а с другой — позволяет говорить о еврейской мистике, как мистике лингвистической, сосредоточенной на букве Священного языка, который мыслится некоторой универсальной основой мироздания. В еврейской мистике, вопреки известной христианской максиме, животворит именно буква (подразумевается буква Торы, т. е. закона). А потому язык, и более конкретно — буквы иврита, сам процесс письма становятся важнейшей метафорой в богатейшем символическом мире каббалы.

Хотя первые случаи интереса к каббалистическому учению со стороны христиан отмечены уже в 13–14 вв. (в основном, среди миссионеров), подлинный «бум» еврейской мистики приходится на кон. 15–17 вв. Многие крупные деятели Ренессанса, богословы и философы (напр., Пико делла Мирандола, Иоганн Рейхлин, Лодовико Лаццарелли, Гийом Постель), изучали иврит и каббалистические тексты, полагая, что в них содержатся крупицы той «предвечной философии», которая была открыта человечеству в глубокой древности и в той или иной мере сохранилась в различных религиозных и философских системах. В каббале они видели наиболее аутентичный источник этих древних истин. Наибольший интерес христианские каббалисты проявляли к методам толкования Писания, обнаруженным в еврейских источниках; именно использование этих методов, а также особое отношение к древнееврейскому языку как языку божественному, которым был сотворен мир, обусловили характерные особенности христианско-каббалистической экзегезы.

Став объектом интереса не только богословов и гебраистов, но и адептов «тайных наук», в 16 в. каббала прочно занимает место одной из наиболее авторитетных эзотерических доктрин, наряду с алхимией, астрологией и магией. При этом она претерпевает существенную трансформацию, практически отрывается от своих еврейских корней (т.е., в сущности, от еврейского закона, галахи), становясь составной частью неоплатонически-герметически-каббалистического синтеза, характерного для мировоззрения эпохи Ренессанса (Агриппа Неттесгеймский, Дж.Ди, Дж. Бруно и др.). Именно эта версия каббалы воспринимается в 17 в. идеологами розенкрейцерского движения и членами первых лож теоретического («спекулятивного») масонства.

2. Цеховые строительные организации , известные с раннего средневековья и обладавшие собственными преданиями, мифологией и ритуалами, на рубеже 16/17 вв. претерпевают существенные изменения как организационного, так и идеологического характера. Постепенно они перестают быть ремесленными организациями и превращаются в закрытые сообщества со строгой иерархией и утопической доктриной совершенствования мира и человека и построения всемирного братства. В 18 в. этот процесс достигает своего апогея, ложи «спекулятивного» масонства распространяются по всей ойкумене. В масонской доктрине и ритуале сочетаются элементы самых различных традиций и религиозно-философских систем, в частности, почерпнутые из каббалы. При этом существенно, что хотя масонство отличалось веротерпимостью и допускало евреев даже на руководящие должности в ложах, каббалистические идеи и символы (зачастую в сильно трансформированном виде) заимствовались не от них, но из той ренессансной христианско-герметической каббалы, о которой говорилось выше. Каббала стала одним из составных элементов масонского синтетического учения о древней мудрости, некогда утерянной человечеством, но сохраненной благодаря цепи преемственности тайных обществ. Вместе с тем, в создании некоторых тайных обществ и орденов организаций евреи-каббалисты приняли самое активное участие, что наложило сильный отпечаток на их учения. В этой связи следует упомянуть, прежде всего, основанный Мартинецем де Паскуалли во Франции Орден Избранных Коэнов (впоследствии — Орден Мартинистов), немецкий Орден Злато-Розового Креста, а также Орден Рыцарей Света (впоследствии — Орден Азиатских братьев) в Австрии и Германии. Стоит отметить, что количество подобных орденов было очень небольшим.

3. Каббала и русское масонство. Воспринятое и адаптированное европейскими масонами, каббалистическое учение попадает к русским масонам во второй половине 18 в. В некоторых русских ложах возникает интерес к еврейской мистике, который заставляет братьев обращаться непосредственно к еврейским текстам, к сочинениям христианских каббалистов и научным работам о Каббале, искать учителей, «в Каббале сведущих».

Русское масонство второй половины 18 — начала 19 в. было явлением чрезвычайно массовым и разнородным: масонами становились крупные сановники, военные чины, преподаватели, врачи, купцы, даже крестьяне, не говоря уже о царственных особах. Однако действительно серьезный интерес к мистическим учениям (в частности, каббале) имел сравнительно узкий круг русских братьев, глубоко вовлеченных в изучение теоретических аспектов европейской мистики, алхимии и Каббалы (среди представителей этого круга можно назвать И. Г. Шварца, Н. И. Новикова, С. И. Гамалею, Н. Н. Трубецкого). Многие масоны, участники этих кружков были видными государственными и общественными деятелями (И. В. Лопухин, И. П. Елагин, И. П. Тургенев, В. И. Баженов). Именно эти люди составляли ядро нескольких мистических орденов и являлись ревностными приверженцами учений Якова Беме и Сен Мартена, они же были практиковавшими алхимиками и знатоками каббалы. В то же время, подход этих людей был очень практическим: они стремились воплотить свои познания в реальной жизни, т. е. в собственной, оригинальной практике Богопознания, мистического созерцания и молитвенного делания. В этом кругу проявился наибольший интерес к еврейским мистическим учениям, здесь возникло большинство переводов и оригинальных текстов, касающихся каббалы. Учение московских розенкрейцеров включало в себя представление о предвечном человеке Адаме Кадмоне и его падении, а также о задаче его возвращения в первоначальное состояние, в которой центральную роль должно было сыграть масонское братство. Русские масоны использовали каббалу, во-первых, в качестве основы для своей космогонической системы, для объяснения иерархического устройства небесного мира и для общения с этим миром. Во-вторых, каббала давала им ключ для истолкования Писания и раскрытия тайных смыслов библейского текста. Таким образом, Каббала повлияла на их понимание христианских догматов Троичности и Боговоплощения, мессианства и эсхатологии, а также стала основой масонской герменевтики. Такая адаптация еврейских мистических концепций вовсе не являлась случайной, но отражала специфику самого масонского учения, обнаруживающего идейную близость к некоторым идеям каббалы в существенных своих аспектах. Каббала для масонов была истинным знанием о Боге, мире и человеке, и не только способствовала процессу всеобщего исправления, но и определяла пути его осуществления.

Русские масоны существовали на стыке двух культур, русской и западноевропейской; это относится, в частности, и к их восприятию еврейских мистических идей, почерпнутых из сочинений христианских каббалистов и европейских масонов. С одной стороны, это восприятие было опосредовано традиционным православным истолкованием ветхозаветной и апокрифической литературы, еврейской апокалиптики и т.д. С другой стороны, каббалистическое учение было воспринято в определенной форме, сильно адаптированной западной христианской традицией. Кроме того, от европейских братьев русские масоны получили не только свод знаний по каббале, но и стереотипное отношение к этому знанию. Однако следует особо подчеркнуть, что русские масоны были вполне оригинальными и самобытными мыслителями, ставившими перед собой сложнейшие богословские, философские и теософские вопросы. Помимо тех отрывочных знаний по каббале, которые содержались в орденском учении, (и которые их совершенно не удовлетворяли), они обращались собственно к каббалистическим текстам, таким как «Книга Творения» (3–6 вв. н. э.), «Книга Сияния» (13 в.), «Книга образа» (14 в.), «Врата Света» Иосифа Гикатилы (13 в.), и др.

Необходимо отметить, что масонская каббала не оказала сколь либо заметного влияния на русскую культуру 19 в. Исключением здесь пожалуй служат несколько произведений художественной литературы, в которых используется каббалистическая символика (поэмы М.Хераскова, С.Боброва). По всей вероятности, это связано с тем, что каббала воспринималась как наиболее сокровенная часть масонского знания, совершенно не предназначенная к распространению среди широкой публики.

До сих пор эта область масонского знания, а также идеология масонства в целом, является практически неизученной, что делает ее особенно привлекательной для различного рода псевдонаучных интерпретаций и спекуляций. Лишь в наше время начинают появляться первые серьезные исследования мировоззренческих аспектов русского масонства, и вместе с тем все более очевидной становится необходимость планомерного изучения масонского рукописного наследия. Без научного осмысления этих текстов невозможно оценить масштаб интеллектуальной работы, проделанной русскими масонами, и то глубокое влияние, которое они оказали на русскую духовную культуру 18–19 вв.PARAM name=в Каббале сведущих


Просмотров: 21483



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 3
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
diwtsar 2011-03-22 22:53:28
НАСТОЯЩЕЕ ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ: ТАЙНА СОКРЫТОЙ ИСТИНЫ -> 3-ья ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - СПАСЕНИЕ ПРИ АПОКАЛИПСИСЕ-> АПОКАЛИПСИС — НЕ АРМАГЕДДОН — КОНЕЦ СВЕТА, А ЖАЛКОЕ БУДУЩЕЕ — ПО-АРИЙСКИ!

Но успеем ли сплотиться в сообществе взаимопомощи – основе Третьей параллельной реальности, чтобы спастись, что и заповедовал нам сам Иисус Христос, и о чем предупреждали все пророки и Нострадамус, адресуясь к нам, и что сумеем сохранить из достижений цивилизации? Об этом и на сайтах "Славянская доктрина" и 2012god.ru на форуме в разделе “Разные мнения» / “Сенсационное открытие – правда о происходящем в мире“. Готовы обсудить тему здесь или где и с кем угодно. Например, что в арийских названиях металлов закодированы их атомные номера… Слово "Ар(мен)ия" (мен+Ария) означает "Страна первых ариев". В слове «русский» – недаром имени прилагательном – обозначена и как их принадлежность к «северным ариям», но также и «надежда арийства» (понимай: человечества). Слово «арий» тоже можно понимать двояко – и как «сотворенный» – ясно, Господом Богом – т.е. в самом слове утверждается Его существование, – так и «(со)творец» – вот в чем состоит смысл жизни человека… От нас скрыли 10 тыс. лет Арийской Эры - Золотого Века, но он еще может вернуться - это зависит лишь от нас. Что касается Всемирного Потопа, он был, подтверждений этому находится все больше. Главное же в другом - легенда о Ное - это также предупреждение о предстоящей нам НОВой КАТастрофе.
Мы призываем к открытой дискуссии все научные и религиозные сообщества, однако вместо этого делается все, чтобы заблокировать сведения об открытии - при море публикаций чепухи, чернухи и дезинформации это - лучшее доказательство ее опасности для властвующих в мире сил. Определись, с кем ты, и если ты - Человек - помоги прорвать стену молчания: познай Истину - и Она сделает тебя свободным.

Через тайну слов -- к тайнам мира!
diwtsar 2011-03-22 22:49:08
КТО МЫ? ОТКУДА? КУДА ИДЕМ? ЧТО НАС ЖДЕТ?

Раскрывает сенсационное открытие — ключ к тайнам мира и грядущего->


Неожиданные ответы на извечные и многие неясные вопросы, как и обсуждаемых здесь, найдены благодаря поразительному открытию - методике декодировки слов в языках с помощью и ныне живого диалекта данного Свыше арийского праязыка человечества, языка разума во Вселенной. Самое же главное – доказательство субъективной реальности… Господа Бога! И это – вовсе не вопрос веры, а Знания — и наличия Разума.
Обращаемся ко всем людям доброй воли с открытым необычному незамутненным сознанием! Знать сокрытую правду о прошлом – узнать тайны настоящего, получив шанс спастись в будущем! Что в наших силах – если поймем и возьмемся! Сделано судьбоносное для цивилизации открытие, способное изменить мировоззрение и навязанные искаженные представления – доказуемые факты о реальном прошлом, изнанке действительного и угрозах грядущего. Об этом в статье “Код разума“ в журнале «Горцарар» N 7/9 за 2009 г. ( http://gortsarar.ru/files/code.pdf ) - переработанной версии статьи "Слово как абсолютное доказательство", до того опубликованной в издании, название которого лучше всего свидетельствует о значимости уровня - «Экономическая и философская газета», № 22-23 за июнь 2008 г. (www.eifgaz.ru/dyushunts23-2008.htm). Но вся поразительная весть - лишь часть пока раскрытого, а определяется еще и как «тест на разумность» - готов ли человек признать Истину? Идет Апокалипсис – если понимать, что это значит, как и бездну сокровенной информации. Новая Эра – Новый Мир: эта техногенная цивилизация обречена, а мы или станем более человечными, или сгинем.
Nikolay 2010-12-12 12:38:11
Масоны-тотальная сатанинская секта-их цель уничтожение всех людей Земли.
докум фильмы на сайте 21wek.hu2. (ru)
X