Печорская опытная сельскохозяйственная станция. Начало пути

История создания опытных сельскохозяйственных станций на территории России начинается с конца 19 века, когда была основана первая Богодуховская опытная станция. К началу 20 века насчитывалось около 80 опытных полей и станций, что для огромной территории России при ее разнообразных климатических условиях было крайне недостаточно. Впервые вопрос о необходимости создания “приполярной” станции на Печоре был поднят в 1905 г. известным ученым А.Н. Энгельгардтом. В своей статье он сравнивал климатические условия Канады и Аляски с Печорским краем и указывал на хорошие результаты опытов американцев по выращиванию в этих условиях печорского ячменя. На основе этих данных в конце 1906 г. в Министерство земледелия поступила записка по вопросу учреждения в Усть-Цильме селекционной и акклиматизационной станции.

Предлагаем вам ознакомиться со статьёй Л.К. Рочевой (Историко-мемориальный музей А.В. Журавского, с. Усть-Цильма) "Печорская опытная сельскохозяйственная станция. Начало пути", опубликованной в сборнике "Музеи и краеведение" (Сыктывкар: изд-во Сыктывкарского ун-та, 2001)

--
Систематическое изучение сельского хозяйства на Печоре связано с именем А.В. Журавского, по инициативе которого Российская Академия наук в 1902-м и в последующих девятисотых годах организовала ряд экспедиций для изучения естественноисторических условий Печорского края и, в частности, для изучения состояния сельского хозяйства в Печорском крае.

Исследованиями А.В. Журавского и других установлено, что все население Печоры до начала XIX века кормилось своим хлебом и одевалось своим льном. В работе «Экономико-исторические и географические полярные границы всей земледельческой области России» (г.Архангельск, 1909 г.) Журавский подробно анализирует периоды расцвета хлебопашества и упадка земледелия в Печорском крае. Автор пишет, что первое, чем занялись пришлые люди на Печоре, было хлебопашество. И хотя новгородские методы хлебопашества и примитивные земледельческие орудия XV-XVI вв. были неудачными для Севера, тем не менее до начала XIX века все население Печоры до самой границы Пустозерской волости кормилось своим хлебом и одевалось своим льном.


К концу XVIII в. был расцвет хлебопашества на Печоре, какой возможен при индустрии и орудиях той эпохи. Однако в это время в Архангельске уже славилось печорское масло.
Сначала меновая торговля ограничивалась пушниной. Затем на Печоре появились каюки камских торговцев. В ход пошли: масло, ворвань (вытопленный жир морских животных), семга и другая рыба, дичь, оленье мясо. В связи с этим чердынским купцам пришлось увеличить размеры своих каюков (лодки). Следовательно, и увеличился привоз хлеба. С этого времени печорские крестьяне превратились в «торгующих крестьян» и один за другим стали бросать хлебопашество.

Андрей Владимирович Журавский
Андрей Владимирович Журавский

А.В. Журавский писал: «Так забросили печорские крестьяне обширные площади за Усть-Цильмой (Коровий Ручей)», так бросили сеять лен Пижме и Цильме, хотя еще в начале прошлого столетия там выделывалась из своего льна набойка с характерным древнерусским орнаментом. «Семгой малозаботнее заниматься стало, чем хлеб растить».

А.В. Журавский с горечью писал об упадке хлебопашества на Печоре, считал это как вымирание Севера. Между тем, по экономическим законам развития общества это явление было вполне закономерно.

Пока хлеб не завозился, печорское крестьянство занималось хлебопашеством, часто рисковало и обрекало себя на голод. В годы неурожая местное население вынуждено было есть хлеб из суррогатов (ягель, мох, листья, трава). С развитием торговли в достатке стали завозиться хлеб и промышленные товары.

А.В. Журавский был горячим патриотом заселения Крайнего Севера. Он считал, что здесь большие перспективы для земледелия и животноводства, т.к. почва достаточно плодородна. По поводу возможности земледелия на Печоре, он отвечал: «Совершенно верно, что все это не росло здесь, но не росло, как видите, не потому, что не могло расти, а весьма просто, что никто не пробовал растить. Ну а это - явления весьма и весьма различные, разумеется... 20 лет назад мы могли с полным правом утверждать, что в Усть-Цильме не растет картофель. Но, как показывает современная область распространения этого растения, не потому «не рос» он здесь, что не мог расти, а потому, что просто-напросто никто его тогда еще не мог культивировать».

Усть-Цильма в 1881 г.
Усть-Цильма в 1881 г.

В настоящее время в условиях Печоры картофель дает устойчивые и высокие урожаи и является для нас основной продовольственной культурой.
А.В. Журавский в работе «Наш мокрый север» (Петрозаводск, 1913 г.) пропагандирует необходимость освоения Севера и доказывает, что со временем Север может стать житницей России, если правильно и рационально использовать природные возможности. Он писал, что ячмень и кормовые травы - это те культуры, относительно которых доказана климатическая возможность и преимущественная выгодность в условиях Крайнего Севера.
На основании собственных исследований А.В. Журавский приходит к выводу, что в Печорском крае основной отраслью сельского хозяйства должно быть молочное животноводство. «На Севере должно быть исключено экспортно-зерновое хозяйство и принято исключительно интенсивное кормовое земледелие, стремящееся к переработке удобрений и урожаев в масло и сыр. Только на нашем Севере высокий урожай трав (луговых и полевых) обеспечен всегда, неизменно вне зависимости от климата, погоды, значит маслоделие и животноводство может развиваться без риска».

Поставленные на крестьянских полях ориентировочные сельско-хозяйственные опыты, привели к убеждению, что Печорский край, несмотря на суровый климат, представляет большие сельскохозяйственные возможности.

Из этих предпосылок возникла мысль о создании специальной сельскохозяйственной опытной станции, которая занималась бы систематическим изучением и разработкой вопросов, выдвигаемых сельскохозяйственной практикой, а также изучением естественно-климатических и других условий Печорского края.

Первые опыты имели цель вызвать практическую возможность возделывания различных сельскохозяйственных культур в местных условиях. Результаты фактических посевов явились основой для теоретических обобщений. Положительные результаты были получены по следующим культурам: ячмень, овес, картофель, лен, конопля. Интересные данные были получены по сахарной свекле, горчице, салату, табаку, тыкве, греческим кабачкам, кукурузе, помидорам и др.

Из архивных материалов опытной станции видно, с каким трудом приходилось отстаивать идею организации Печорской сельско-хозяйственной станции. Экспедиции А.В. Журавского квалифицировались как ненужная затея, связанная с бесполезной затратой крупных государственных средств, а выводы последнего относительно значения для Печорского края сельского хозяйства расценивались как сумасбродный авантюризм.

И тем не менее, несмотря на общее недоверчивое и зачастую враждебное отношение, с которым были встречены первые шаги по изучению печорского сельского хозяйства, Печорская сельскохозяйственная станция, в значительной мере благодаря энергии и настойчивости А.В. Журавского, была организована в 1911 г.

Открывая станцию, Андрей Журавский сказал:
«Что мы знаем сейчас о громадной территории России - Севере, - только то, что это царство глубоких болот, оттаивающих к концу лета, лишь то, что сельское хозяйство на Севере не имеет мало-мальски серьезного экономического значения. Снять эти обвинения с огромного Русского Севера - вот задача Печорской сельскохозяйственной станции».
Первый коллектив ученых опытной станции уделил исключительное внимание качеству и пригодности к местным условиям семян. В результате опытов был сделан вывод, что любую культуру лучше сеять местными семенами, приспособленными к данным климатическим условиям. Например, работа по отбору лучших местных семян послужила основой к созданию Печорского клевера и Печорского ячменя. Значение Печорского клевера явилось общепризнанным, а Печорский ячмень оказался высокоэффективным как в условиях Печорского Севера, так и на Аляске. Хотя 1 июля 1911 г. и считается официальной датой открытия станции, но на самом деле она как таковая тогда еще не существовала. Участок под строительство станции отводится только в октябре 1911 г., расчистка его под опытное поле и строительство самой станции на нем началось только в 1912 г. В отчете комиссии, выехавшей из Петербурга для ознакомления с работами станции на месте, по состоянию ее работ в августе 1915г. отмечается, что произведена расчистка под опытное поле, так что часть его около 5 десятин в течение осени этого года может быть вспахана, на остальной же потребуется корчевка, сдирание дерна и т.д. Далее утверждается, что вся площадь, предназначенная для опытов, будет готова только через 1-2 года. Поэтому опыты производились на участках, арендуемых у крестьян.

Первоначально место для станции намечалось в урочище «Коровий Ручей» в 3-х верстах от Усть-Цильмы. Этот участок отличался существенными преимуществами, заключавшимися в ровном рельефе, в супесчаном составе почв, в отсутствии оврагов, в близости к самой Усть-Цильме, однако вследствие протеста крестьян земля для нужд станции была отведена в 7 км от Усть-Цильмы на сильно возвышенном, обрывистом, изрезанном крутыми оврагами правом берегу реки Печоры в урочище Хлевин ручей. Эти недостатки сильно отразились в дальнейшем на темпе освоения новой площади.

Но, несмотря на все препятствия, Андрей Журавский уже в 1911 г. представил на царскосельской выставке в Санкт-Петербурге около 1 000 экспонатов образцов различных культур, выращенных на огородах опытной станции, о чем свидетельствует документ о награждении опытной станции малой золотой медалью.
Возведение построек, производство оборудования станции и пр. было начато в 1912 г. и производилось вплоть до 1914 г. Из основных построек до 1914 г. были возведены: 2-этажный дом для служащих, флигель для наблюдателя, флигель для рабочих, конюшня, скотный сарай, сарай для машин и баня. Начавшаяся постройка здания, где помещались бы подсобные научные учреждения (лаборатория, библиотека, научные кабинеты и пр.), в 1914 г. была приостановлена в связи с прекращением ассигнований Департамента Земледелия.
Начавшаяся мировая война и гибель Андрея Журавского на долгие годы приостановили деятельность Печорской опытной станции. Временное заведование Печорской станцией было возложено на Семенову Ольгу Васильевну. Ей же было передано все имущество станции.
В 1916 г. исполняющим обязанности заведующего Печорской опытной сельскохозяйственной станцией становится Иван Александрович Шульга.

Начиная с 1917 г. Печорская сельскохозяйственная станция находилась в ведении самых разнообразных организаций, вплоть до Губпродкома, которые зачастую, не обладая достаточной компетенцией в вопросах сельскохозяйственного опытного дела, не всегда с достаточным вниманием относились к интересам станции. Зачастую имущество и оборудование станции использовалось на другие нужды и цели, которые не имели непосредственного отношения к опытному делу. В результате этого хозяйство приходило в полный упадок. Так, одна из телеграмм, отправленных в мае 1917 г. заведующим станцией Шульгой И.А. в Архангельский губпродком, гласит: «Исполком совместно с местным земельным комитетом постановил взять орудия труда станции в пользу населения. Если губпродком не примет своевременных мep по отмене постановления, станция обречена на бездеятельность».

Гражданская война вновь обрекает станцию на прозябание. Штат 0 1918 г. с 9 человек сокращается до 3-х. В постройках станции размещается детская колония.
В 1923 г. на помощь Печорской опытной станции пришли местные организации. Печорское Уэкономсовещание на развитие текущих работ опытной станции отпустило по тем временам довольно значительные средства - около двухсот пудов хлеба. К сожалению, средства в значительной части были израсходованы бесцельно и непродуманно. Говоря о работе Печорской сельскохозяйственной станции в 1923 г., нельзя не отметить интересной работы, проведенной по испытанию пшеницы, присланной из отдела Прикладной Ботаники и Секции Государственного Института опытной агрономии. В результате этою испытания был отобран целый ряд семян пшеницы, которые в этом году успели вызреть.

В октябре 1923 г. Печорская сельскохозяйственная станция, в связи с прекращением ассигнований Наркомзема, была закрыта и вновь восстановлена только в январе 1924 г., когда Наркомземом при пересмотре сети опытных учреждений Печорская сельскохозяйственная станция по ходатайству Государственного института опытной агрономии была вновь включена в сеть действующих опытных станций России.
С этого времени вновь начинается оживление работ Печорской сельскохозяйственной станции. Но и это оживление продолжалось недолго, т.к. в середине лета, когда начатые работы были в полном разгаре, Архангельское Губземуправление прекратило всякие ассигнования на нужды станции. В связи с этим рабочий аппарат пришлось сократить до 1-го заведующего и 2-х рабочих. Была сокращена и программа намечавшихся работ.
Вполне понятно, что в связи с этим не могли не пострадать инте-ресы начатых работ опытной станции.

В такой чрезвычайно тяжелой обстановке приходилось работать Печорской сельскохозяйственной станции. Но тем не менее ей удалось проделать относительно большую работу и получать довольно ценные результаты, которые открывают широкие перспективы как для развития местного сельского хозяйства, гак и для развертывания дальнейшей работы самой Печорской станции.

***
Список источников:
1. Рочев Л.H. К истории печорского скотоводства. 1967.
2. Журавский А.В. Наш мокрый север. 1913.
3. Примак Я.М. Печорская опытная сельскохозяйственная станция. 1925.
4. Неопубликованные материалы из фондов музея А.В. Журавского.


P.S. Из статьи Г. Табленковой "Печорской сельскохозяйственной опытной станции 90 лет":

В годы Великой Отечественной войны научно-исследовательская работа была в основном свернута. К сожалению, не сохранилась и производственная база. После войны практически прекратились исследования по полеводству, овощеводству, был запущен плодово-ягодный питомник. Работу стали вести в отделах крупного рогатого скота, овцеводства и кормопроизводства. Огромный вклад в возрождение опытной станции внес Г.И. Гагиев, назначенный в 1951 г. директором станции. Под его руководством были проведены научно-исследовательские работы по совершенствованию печорско-холмогорских помесей крупного рогатого скота. Результатом этой работы стало выведение нового более продуктивного печорского типа скота холмогорской породы, приспособленного к условиям Севера. Сотрудники станции вывели новую полутонкорунную породу овец, превосходящую местную по продуктивности и настригу шерсти. Расширились исследования отдела кормопроизводства. Помимо работы на естественных лугах начались испытания новых силосных культур подсолнечника, кормовой капусты, борщевика Сосновского, топинамбура, что позволило расширить набор культур, используемых в кормопроизводстве. После многолетней работы были выделены сортообразцы печорского клевера, прообраза сорта клевера Печорский улучшенный Северянин, который получил широкую популярность как один из самых зимостойких и высокопродуктивных сортов.

Печорская опытная станция в эти годы была не-однократным участником и призером ВДНХ СССР. В 1957 г. в г. Сыктывкар на базе Нижне-Човской и Печорской опытных станций была создана Государственная сельскохозяйственная опытная станция Коми АССР им. А.В. Журавского. Печорская опытная станция, переименованная в опытное поле, становится опорно-показательным хозяйством государственной опытной станции. После более чем 60-летней работы в 1974 г. Печорское опытное поле прекратило свое существование и только на пороге нового века в мае 2000 г. вновь возобновило свою научно-исследовательскую работу в составе НИПТИ АПК Республики Коми.


Просмотров: 15056

Источник: Музеи и краеведение. Сыктывкар: изд-во Сыктывкарского ун-та, 2001. С. 237-241



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X