Стоматология в царской России

Стоматология как отдельное направление медицины зародилась в России при Петре I. В 1703 году в Россию приехал голландский врач Николай Бидлоо, и стал придворным врачом Петра I.

После нескольких лет пребывания при Петре I (и связанных с этим разъездов), Бидлоо попросил царя отпустить его назад в Голландию, сославшись на своё здоровье. Вместо отставки ему было предложено устроить в Москве госпиталь и основать школу медицины на 50 учеников. Госпиталь был открыт 17 ноября 1707 год, и ныне является Главным военным клиническим госпиталем имени Н. Н. Бурденко, а сам Бидлоо до самой своей смерти в 1735 году состоял инспектором созданной школы и профессором анатомии и хирургии. На здоровье Петру I он больше не жаловался.

Н.Л. Бидлоо сам обучал учеников госпитальной школы анатомии, для чего был написан учебник «Всеобщая наука анатомия», а так же создана капитальная работа «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре», где уделялось особое внимание зубоврачеванию. В 1710 году указом Петра I было введено звание зубной врач для выпускников госпитальных школ, выдержавших специальный экзамен.

Николай Бидлоо и Петр I
Николай Бидлоо и Петр I

Впервые право заниматься зубоврачеванием в России получил француз Франсуа Дюбрель в том же 1710 г. В 1755 году открыт Московский университет, в 1765 году начал работу медицинский факультет, но подготовкой зубных врачей и дантистов в нем не занимались. В XIX веке отечественное зубоврачевание, подчиняясь объективному процессу, свойственному европейской медицине, дифференцирования на отдельные самостоятельные науки (области знаний) выделилось из хирургии в отдельную область знаний - зубоврачевание. Однако эта область знаний еще не стала наукой, а имела много черт ремесленничества. Несмотря на это, в зубоврачебных школах присутствовал принцип высшей медицинской школы, лучшими преподавателями университетов преподавались общемедицинские дисциплины. Поэтому такие школы создавались только в университетских городах России.

Из-за недостатка профессиональных дантистов на протяжении долгого времени услуги зубоврачебного характера в основном продолжали оказывать представители сторонних профессий: банщики, цирюльники, ювелиры, граверы и т.д., и т.п.

В российской литературе конца XVIII — начала XIX в. болезни зубов и их лечение освещались в руководствах по хирургии. Так, в «Искусстве повивания, или науке о бабичьем деле» (1784—1786) Н. М. Максимович-Амбодик(первый российский медик, получивший звание профессора акушерства) подробно описал болезни полости рта в период беременности (пульпиты,, заболевания десен, молочницу, т. е. стоматит), дефекты уздечки языка; предложил хирургическое лечение заячьей губы.

Основоположник самостоятельной отечественной анатомической школы, П. А. Загорский в «Сокращенной анатомии...» (1802) подробно изложил основы анатомии челюстно-лицевой области. И. Ф. Буш, основатель петербургской хирургической школы, профессор Санкт-петербургской медико-хирургической академии, в «Руководстве к преподаванию хирургии» (1807—1808) представил основы терапевтической и хирургической стоматологии, зубопротезной помощи и профилактики заболеваний зубов.

В 1809 году впервые начал издаваться «Российский медицинский список», содержащий сведения о специалистах в области медицины, в том числе и зубоврачевания (всего в нем числилось 18 дантистов). Первым в этом списке значится Илья Лузгин, которого следует считать одним из первых зубных врачей в России. Число дантистов, по данным «Российского медицинского списка», возрастало медленно: в 1811 г. их было 24, в 1818 г. — 29, в 1822 г. — 33, в 1824 г. — 36, в 1825 г. — 40, в 1826 г. — 44.[11] Среди дантистов первой женщиной была Мария Назон (1829), полька по происхождению.

Строгого разделения на «дантистов» и «зубных лекарей» не было. Дантисты и зубные лекари обучались путем ученичества у таких же неопытных дантистов и лекарей, в основном за границей. Некоторые из них приобретали специальность в России.

В 1810 году для медицинских чиновников были изданы «Правила об экзаменах», которыми было введено звание «зубной лекарь», взамен прежнего, «зубной врач». Кроме лекарей, выпускников медико хирургической академии и университетов зубоврачебная помощь оказывалась подлекарями, фельдшерами, зубными врачами (зубными лекарями), дантистами, цирюльниками и знахарями.

С 1838 года стало распространяться обучение дантистов путем ученичества и в России. Для получения зубоврачебной практики зубным врачам и дантистам необходимо было сдать соответствующий экзамен, при наличии свидетельства об ученичестве (по правилам 1838 года). До 1808 года экзамен принимали в С.-Петербурге и в Москве, а с 1808 года — медико хирургические академии и университеты всей России получили право принимать экзамены и присваивать соответствующее медицинское звание, в том числе «зубной лекарь». Экзамен сдавали по анатомии челюстей, зубов, болезням зубов, десен и лекарственным средствам, применяемым в зубной практике. Кроме того, необходимо было уметь делать некоторые зубоврачебные операции и вставлять искусственные зубы. Только в 1900 г. была официально запрещена подготовка дантистов путем ученичества.

После сдачи экзамена выдавалось разрешение на тот или иной вид зубоврачебной практики в пределах России, с правом или без права выписывания лекарственных средств для приема внутрь, с правом или без права удалять зубы, или только лечить или вставлять зубы, или заниматься зубоврачебной практикой, но только в каком-нибудь одном городе.

В 1829 г. женщины получили право на равных с мужчинами сдавать экзамены на звание зубного лекаря. Первой женщиной-зубным лекарем стала окончившая в 1829 году Московскую медико-хирургическую академию некая варшавская уроженка Назон.

В том же 1829 г. вышла в свет «Дантистика, или зубное искусство» А. М. Соболева, которая явилась энциклопедией новейших для того времени знаний в области зубоврачевания (терапевтической и хирургической стоматологии, ортопедии и ортодонтии, профилактики заболеваний зубов). Вторая часть этой книги под названием «Детская гигиена» посвящена профилактическим мероприятиям и рекомендациям по уходу за детьми разного возраста, направленным на укрепление здоровья детей в целом и зубо-челюстной системы в частности. Предупреждение заболеваний зубов явилось темой книги «С.-Петербургский зубной врач», написанной зубным врачом Б. С. Вагенгеймом, иностранцем, служившим в России. По его оценкам,, зубоврачебная помощь в Санкт-Петербурге в первой половике XIX в. соответствовала зубоврачеванию на Западе, а в некоторых отношениях щ превосходила его. Так, уже тогда во всех петербургских высших учебных заведениях проводились профилактические стоматологические осмотры с последующей санацией полости рта.

Российские хирурги внесли ощутимый вклад в развитие хирургической стоматологии. Русский анатом и хирург, академик Императорской Академии художеств И. В. Буяльский(1789-1886) впервые ввел операцию резекции верхней челюсти по поводу новообразования, успешно проводил пластические операции (восстановление нижней губы из кожи подбородка), разрабатывал новый стоматологический инструментарий. Большое количество стоматологических операций произвел знаменитый хирург Н. И. Пирогов(1810 - 1881) - им разработаны методы пластических операций на лице (например ринопластика), изготовлены наборы хирургических инструментов, в которые входили и зубоврачебные.

Первая в России частная зубоврачебная школа была открыта в 1881 году в С.-Петербурге Ф. И. Важинским. Для того чтобы получить звание зубного врача с правом выписывать лекарства, окончившие эту школу должны были выдержать специальные экзамены в Военно-медицинской академии или на медицинском факультете университета. В связи с этим зубоврачебные школы открывались только в университетских городах. В Москве первая зубоврачебная школа была организована в 1892 г. И. М. Коварским. В 1898 г. в России функционировало девять зубоврачебных школ, к 1916 г. их было более 20. Преподавание в зубоврачебных школах велось на широкой научной основе с обязательным изучением анатомии, химии, физики, физиологии, гистологии, общей хирургии, фармакологии. Специальные дисциплины преподавались по учебнику И. И. Хрущева «Полный зубоврачебный курс» (1886), в котором с глубоким знанием теории и практики были изложены все разделы стоматологии.

В 1891 г. был издан закон «О преобразовании обучения зубоврачебному искусству». Он устанавливал два звания для специалистов по зубоврачеванию: «дантист» и «зубной врач». Звание «дантист» присваивалось обучавшимся путем ученичества в частных кабинетах (которое существовало в течение всего XIX столетия), звание «зубной врач» — обучавшимся в частных зубоврачебных школах. Специальных учебных заведений для подготовки зубных техников еще не было. Их продолжали причислять к ювелирному цеху.

С 1885 г. на медицинском факультете Московского университета по инициативе Н. В. Склифосовского была создана первая доцентура по одонтологии(наука, изучающая строение, вариации и эволюцию зубочелюстной системы). В Санкт-Петербурге первая доцентура по зубным болезням была открыта в 1892 г. в Военно-медицинской академии. В том же году в С.-Петербурге была организована первая в России самостоятельная кафедра одонтологии; ее основатель А. К. Лимберг начал читать самостоятельный курс лекций, по одонтологии в Клиническом институте усовершенствования врачей.

Развитию российской стоматологии в немалой степени способствовала деятельность научно-практических зубоврачебных обществ. «Первое общество дантистов в России» образовалось в С.-Петербурге в 1883 г. (основатель — Ф. И. Важинский). В том же году было создано «С.-Петербургское общество дантистов и врачей, занимавшихся зубоврачеванием» (основатель — А. К. Лимберг); позднее оно стало называться «С.-Петербургским зубоврачебным обществом».

Зубоврачебные научные общества сыграли известную роль в организации и проведении научных съездов, издании журналов по зубоврачеванию. Так, в 1885 г. начал выходить первый русский зубоврачебный журнал «Зубоврачебный вестник». В начале XX века публикуется серия оригинальных исследований типа диссертаций и монографий: В. В. Шмидта «Оперативное лечение истинного анкилоза» (1902), Богославского «Деформация лица при аденоидах» (1903); в 1908 г. появляется диссертация Н. А. Астахова «К вопросу о патогенезе зубных околокорневых кист», которая по сей день является классическим исследованием по вопросу о том, что служит источником эпителиальной выстилки в кистах челюстей и адамантиномах. В 1900-1914 гг. отечественная литература обогащается рядом интересных монографий и учебников по зубоврачебной хирургии: «Дентиатрия» А. Изачика; «Основы зубоврачевания» В. Дубровина; «Экстракция зубов» Маслова; «Руководство к частной хирургии полости рта» А. Нейенбурга; «Патологическая анатомия зубов и полости рта» А. Абрикосова, «Учебник болезней зубов» Е. Гофунга.

Росло и число дипломированных дантистов. Если в 1883 году в России практиковал 441 дантист, а к 1917 году - около пяти тысяч.

Стоит отметить, что стоматология входила в сферу интересов Императорского Человеколюбивого общества – одной из основных благотворительных организаций в царской России. Общество оказывало нуждающимся и медицинскую помощь – через Медикофилантропический комитет (МФК), базировавшийся в Санкт-Петербурге. При Комитете состояли и зубные врачи, обязанные подавать безвозмездную помощь бедным, нуждающимся в помощи. На 1 октября 1864 г. В Петербурге их было трое: г-н Бари, практиковавший на Невском пр. (между Литейным пр. и Николаевской ул., ныне ул. Марата), г-н Кольбе с Малой Морской и г-н Фриков с Васильевского острова.

Получить зубоврачебную помощь приходящие бедные больные могли ежедневно с 9 часов утра до 5 часов пополудни. Найти дантиста не составляло особого труда, т. к. их адреса публиковались в специальных справочниках, а перед своей квартирой они вывешивали доску с надписью: «Зубные врачи для бедных».

Воспитанники училищного дома [на Песках] на приеме у зубного врача. Петербург, 1910-е. Фотограф Булла.
Воспитанники училищного дома [на Песках] на приеме у зубного врача. Петербург, 1910-е. Фотограф Булла.

Кроме того, принимали стоматологических пациентов и в лечебнице для приходящих на Знаменской улице (ул. Восстания, 7), где общий прием был открыт с 10 до 15 часов.

Занималось лечением зубов у бедных пациентов и Российское общество Красного Креста.
В Петербурге у РОКК был целый больничный комплекс с амбулаторией и водолечебницей при общине св. Георгия.

Из отчетов заведующего хирургической амбулаторией Общины св. Георгия видно, что в числе больных хирургического приема с самого начала значительная доля приходилась на счет зубных заболеваний. Приходящие в амбулаторию не желали терять заработок из-за больного зуба и обычно обращались к врачу с просьбой поскорее его извлечь. Хирургу же не оставалось иного выхода, так как отсутствовали и специальные средства для консервативного зубоврачевания, и собственно помещение для его осуществления.

В конце концов, постоянный наплыв такого рода пациентов в хирургическую амбулаторию заставил в ней же открыть отдельный зубоврачебный прием. Общине особенно посчастливилось в выборе специалиста по дентиатрии. Л. С. Павлинова, одна из лучших учениц школы фельдшериц, работавшей при Георгиевской общине на рубеже 1870–80-х гг., впоследствии прошла курс 1-й школы русского зубоврачебного искусства Ф. И. Важинского. Эту дантистку и пригласили осенью 1885 г. для ведения зубоврачебного приема, который она «сразу сумела поставить на твердую почву».

В 1895 г., в год 25-летия Георгиевской общины, Павлинова еще продолжала практиковать в ее амбулатории. В 1887 г. к ней присоединилась М. Т. Шварц, проработавшая в амбулатории 3 года. Кроме нее известно пофамильно, по крайней мере, около 20 дантисток, оказывавших помощь приходящим стоматологическим больным.

Со временем стала очевидна необходимость выделения специального помещения для приема дантистов. Число их пациентов неуклонно росло (если в 1883 г. это было около 2000 человек, то в 1894 г. В амбулатории обслужили уже около 7000 стоматологических больных, т. е. почти 1/3 всех пациентов амбулатории), и прием их в той же приемной, где работала хирургия, стал сильно затруднять сам хирургический прием.

В ходе ремонта 1895 г. от ожидального покоя было отделено пространство в 2 окна, и получилась комната, где удалось свободно разместить 3 зубоврачебных кресла. К этому времени в амбулатории уже провели более 31 850 зубных операций, в т. ч. пломбирование. Так, в год 25-летия Общины был открыт самостоятельный зубоврачебный кабинет.
Современники отмечали, что прием здесь велся ежедневно круглый год, чему способствовала не только работа нескольких дантисток одновременно. В Общине благодаря Павлиновой стали готовить дентиатрических сестер. Свидетельством тому и удостоверения, которые уже после Октябрьской революции получали сестры милосердия для подтверждения своего звания и стажа.

Ну и в довершение - отрывок из интервью со стоматологом Эмилем Агаджаняном, который он дал сайту doctorpiter.ru

---

- На основании чего вы утверждаете, что в дореволюционной России уровень стоматологической помощи был не хуже нынешнего?

- А может быть, даже лучше, чем в некоторых регионах современной российской глубинки. Посмотрите на рекламу тех времен. Обычная московская клиника («Зуботехническая лаборатория, мастерская и кабинет Пашкевич и Ко») предлагает те же услуги, что и современные стоматологи. «Восстановление искусственных зубов по новейшей американской системе без удаления корней» - это не что иное, как культевые вкладки, которые мы начали использовать в протезировании лет 20 назад. Когда я только начал работать ортопедом в 1989 году, у нас металлические культевые вкладки только начали делать на передние зубы. А мастерская Пашкевича отливала их из золота и платины в 1901 году. Эта конструкция ничем не отличалась от современной, только относительно недавно появились системы разборных культевых вкладок на жевательные зубы с 2 - 3 корнями, которых не было прежде.

Они делали штифтовые конструкции, а мы их начали использовать только в конце 1980-х. Правда, с того времени им уже мало кто доверяет, они себя дискредитировали. Но факт – в конце века у нас они были новинкой, а в начале века – рядовой технологией.

На эти конструкции они устанавливали сверхточные протезы из золота, платины (если сегодня работающих на золоте еще можно найти, то на платине не работает никто!). Делали мостовидные протезы «без неба и крючков», то есть несъемные мостовидные конструкции с замковыми креплениями, делали ригели, балки, которые вернулись к нам спустя век только с появлением имплантации.

- А что такое «искусственные обтураторы для лишившихся поднебенья»? Это термин из тех времен?

- Обтуратор – это специальная пластина, которая прикрывает незаращение неба при таких патологиях, как «заячья губа» или «волчья пасть», чтобы человек мог говорить, есть… В современной стоматологии она устанавливается только в стационарах – в специализированных отделениях челюстно-лицевой хирургии. А они это делали в стоматологическом кабинете. У нас из практикующих стоматологов около 3 процентов видели обтураторы, а работали с ними единицы.

- Удивляют, честно говоря, предложения о пломбировании зубов с помощью фарфоровых вкладок. У нас эта технология появилась лишь лет 10 назад и представлена, как самая новая и полезная при восстановлении зуба, разрушенного кариесом.

- Обратите внимание на адрес: Кузнецкий мост, над магазином Фаберже. Наверное, это не совпадение. Фарфоровых дел мастера, ювелиры в России всегда были высокого уровня. А зуботехнические работы были объединены со стоматологией и представлялись в то время некими слесарно-ювелирными работами. И стоматологи тех лет работали как раз преимущественно с платиной, золотом, фарфором.

Пломбировать зубы золотом и платиной сегодня никто не может! А они использовали золотую фольгу. Удаляли поврежденные кариесом ткани зуба, создавая при этом полость в виде ласточкиного хвоста, то есть так, чтобы ее основание было широким и сужалось кверху. Слоями закладывали фольгу и утрамбовывали. Через несколько дней пластичный металл превращался в монолит, плотно прилегающий к обработанным стенкам зуба.

Использование в стоматологии того времени драгметаллов, фарфора объяснимо. Больше удивляет, что они применяли гуттаперчу, причем горячую, с которой непросто работать. В российскую стоматологию она вернулась только в конце ХХ века.

Источники


1. Николай Бидлоо
2. Зарождение отечественного зубоврачевания
3. Татьяна Сорокина. История медицины
4. Стоматология
5. Зубоврачевание в XIX в. в России
6. Московская медико-хирургическая академия
7. М. Кунките. Благотворение зуболечением


Просмотров: 50656



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий: