Купец Гаврила Фёдорович Целибеев (ок. 1779 - 1857 ) и его семья
Гаврила Федорович Целибеев оказался более удачливым на купеческом поприще и через пятнадцать лет после появления в столице сумел добиться больших успехов. Его единственный сын Николай приумножил отцовские капиталы, а многочисленные внуки известны в истории нашего города как видные общественные деятели и благотворители.
Гаврила Целибеев записался в санкт-петербургское купечество в 1816 г., первоначально по 2-й гильдии. К тому времени ему исполнилось 26 лет, он женился и уже имел сына и дочь.
Целибееву удалось найти свою «нишу» в торговле — он стал продавать в столице москательные товары. Этот термин в наши дни вышел из употребления, а в прошлом так называли товары хозяйственно-бытового назначения: краски, клеи, лаки, технические масла, гуталин и т. п. Нынче их называют бытовой химией. Он не только торговал, но и начал производить некоторые товары. Целибееву принадлежал химический завод, расположенный, в силу опасности производства, на окраине города, на Гутуевском острове. Там изготавливались различные краски, химические препараты для выделки кож и т. п. В столичных газетах появилось официальное извещение о том, что «30 декабря 1837 года Высочайше разрешено генерал- лейтенанту Шуберту, российскому в Гаване консулу Александру Лидерту, санкт-петербургским купцам Якову Лидерту и Гавриле Целибееву "составить Товарищество" для изготовления в Санкт-Петербурге свинцовых белил».
В декабре 1832 г., через несколько месяцев после учреждения высшего городского сословия — потомственного почетного гражданства, Г.Ф. Целибеев подал прошение о возведении его в это сословие. К прошению прилагалось свидетельство из санкт-петербургской Городской думы, подтверждающее его права. В свидетельстве сказано, что в Малоярославце он состоял в купечестве по 2-й гильдии, в столичном купечестве с 1816 по 1825 г. находился также во 2-й гильдии, а с 1825 г. по момент подачи прошения Целибеев — купец 1-й гильдии. Напомним, что по закону право на возведение в потомственное почетное гражданство приобретали купцы, состоявшие 10 лет беспрерывно в 1-й гильдии или 20 лет «в гильдиях». Общий «стаж» пребывания Целибеева посчитали достаточным, и 24 февраля 1833 г. Правительствующий Сенат удовлетворил его прошение. Еще через месяц Целибеев получил соответствующую грамоту, она, кстати, давалась вовсе не бесплатно: пошлина составляла 1100 рублей ассигнациями. В грамоте указано, что при его капитале и семействе на тот момент состояли жена Матрена Матвеевна, сын Николай и дочь Татьяна, также получившие права почетного гражданства.
К началу 1830-х гг. Г.Ф. Целибеев владел большим участком земли со строениям в Московской части города на Загородном проспекте и в Банном переулке, соединявшем тогда Загородный проспект и набережную Фонтанки. Напомним, что его старший брат Федор также обосновался в этом же районе. Участок Гаврилы Целибеева имел полицейские номера по Загородному проспекту № 15 и 17, позже их собственностью стали также участки № 19 и 21. Эти владения, уменьшаясь в размерах, принадлежали сыну и внукам Гаврилы Федоровича до начала XX в.
Дом Целибеева находился в приходе церкви в честь иконы Владимирской Божией Матери (Владимирской церкви). Он сам, а затем его дети и внуки стали ее ревностными прихожанами, в метрических книгах этой церкви в архиве хранятся записи об их крещении, венчании, отпевании. Эти архивные документы и помогли воссоздать историю семьи.
Загородный, 15. Современное фото
Церковь Казанской Божией Матери. Старое фото
Гаврила Федорович Целибеев скончался 21 апреля 1857 г. в возрасте 78 лет «от старости» — так в метрической записи о его отпевании во Владимирской церкви названа о причина его смерти. Сыновья похоронили отца на семейном участке Волкова кладбища. Рядом с мужем похоронили и его жену Матрену Матвеевну.
Семья Г.Ф. Целибеева, в отличие от абсолютного большинства семей его родни, была небольшой. Старшая его дочь Агриппина (или Аграфена) в 1830 г. в возрасте 16 лет вышла замуж за купца Сергея Герасимовича Смурова, младшая дочь Татьяна в 1833 г. стала женой купца Ивана Андреевича Аверина.
О них более подробно рассказывается в других главах книги. Дело отца успешно продолжил единственный сын и наследник Николай.
Просмотров: 9382
Источник: А. Краско. Петербургское купечество. Страницы семейных историй. М.: Центрполиграф, 2010
statehistory.ru в ЖЖ: