Час истины. Русская цивилизация

Передача из цикла "Час истины" про русскую цивилизацию.

Участники:
Перевезенцев Сергей Вячеславович, доктор исторических наук, профессор факультета политологии МГУ; сопредседатель Правления Союза писателей России
Емельянов-Лукьянчиков Максим Александрович, кандидат исторических наук





Видео располагается на стороннем видеохостинге. К сожалению, мы не можем контролировать его качество и наличие рекламы в нём.
Если у вас тормозит онлайн-видео, нажмите паузу, дождитесь, пока серая полоска загрузки содержимого уедет на некоторое расстояние вправо(в это время видео скачивается из интернета), после чего нажмите "старт". У вас начнётся проигрывание уже скачанного куска видео.


Существует несколько различных концепций русской цивилизации. Ниже приводятся самые важные и известные:

Славянский культурный тип (по Н. Я. Данилевскому)

Н.Я. Данилевский (1822–1885) пишет в своём главном произведени "Россия и Европа" (1869) о "славянском культурном типе" которому, в отличие от гниющего Запада, принадлежит будущее. Данилевский опирается на теорию циклического развития каждого культурного типа (подъём, кульминация, спад), позже перенятую Освальдом Шпенглером.

По мнению Данилевского, западная цивилизация уже пережила апогей своего развития. Она исчерпала запас своих идей, является декадентской и отмирающей. Славянские народы под руководством России (панславизм) должны воспользоваться своим историческим шансом и прийти к новому культурному расцвету. Русская цивилизация должна взять самое лучшее из западной цивилизации, как последняя в своё время заимствовала самое лучшее из античной культуры.

Русский народ — народ-богоносец (по Ф. М. Достоевскому)

Ф.М. Достоевский (1821–1881) описывает русскую цивилизацию как базирующуюся на глубоком православном понимании христианства. Только Россия способна оказать сопротивление опасной идеологии антропоцентрического прогресса. Средством борьбы могут служить культура и человечность, защищаемые "истинной" христианской верой, в противоположность свернувшим с истинного пути западным конфессиям - протестантизму и в особенности католичеству, в котором Достоевский видит антихриста.

В одном из своих самых известных произведений, "Братья Карамазовы", (1879/1880), Достоевский противопоставляет западное мироощущение русскому мировоззрению (анархизм и социализм против православия и патриотизма), где выразителями соответствующих идей являются братья (протагонисты). Западная идеология, выраженная персонажами обоих братьев, гибнет физически или психологически, в то время как "русская вера" побеждает. По мнению Достоевского, Россия должна выполнить своё особое призвание, заключающееся в том, чтобы указать человечеству религиозный путь к спасению, и возглавить их на этом пути.

Элементы панславизма также присущи Достоевскому.


Русская цивилизация (по Л. Н. Толстому)

Л.Н. Толстой (1828–1910) высказал идею крестьянской общины - коллективной автономной автаркии в сельской местности, опирающийся на русскую традицию. Феодальная зависимость крестьян, по мнению помещика Толстого, разделяемому многими славянофилами, является совершенно чуждым русскому духу явлением.


Просмотров: 9013



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X