Нереализованный проект генерал-губернаторства Восточной Пруссии (1914 г.)

В начале Первой мировой войны, стремясь захватить стратегическую инициативу, русское командование планировало силами Северо-Западного фронта генерала Я. Г. Жилинского1 разгромить 8-ю немецкую армию, занять Восточную Пруссию и тем самым выйти на оперативный простор. Уже 4 (17) августа 1-я армия генерала П. К. фон Ренненкампфа2 перешла границу, а через три дня одержала победу в сражении под Гумбинненом3. Дальнейшее продвижение войск Ренненкампфа и первоначальные успехи 2-й армии генерала А. В. Самсонова4 (наступала одновременно на юге провинции) породили надежду на скорую победу, что заставило задуматься об управлении занятыми территориями.

Первые институты управления, структурировавшие взаимоотношения с оставшимся населением, выстраивались по мере наступления. Так, в городах обычно из числа местных жителей назначался временный губернатор, нередко налагались контрибуции и брались заложники для обеспечения лояльности населения. Русское командование стремилось прежде всего установить порядок, преследуя как мародерствующих солдат, так и проявления враждебности со стороны немецких граждан. Проще это было сделать в городах, например в Инстербурге и Тильзите5, где, по свидетельству очевидцев, текла фактически мирная жизнь. Сложнее ситуация складывалась в сельской местности (которая в большей степени пострадала от мародерства), тем более на оставленных в тылу территориях. Неудивительно, что уже к 12 (25) августа генерал Ренненкампф подчинил ряд занятых районов Сувалкскому губернатору Н. Н. Куприянову6. Последний через главного начальника Двинского военного округа генерала А. Е. Чурина7 просил Министерство внутренних дел о присылке дополнительных полицейских и жандармских чинов [1, оп. 1, д. 143, л. 3, 5].

При этом на занятых территориях русские войска столкнулись с актами сопротивления: убийства следовавших одиночным порядком солдат, обстрелы штабных машин, порча телефонных кабелей и другие враждебные действия были не редкостью, что вызывало ответные меры. Вместе с тем говорить о каком-либо массовом насилии в отношении гражданского населения не приходится (случаи жестокости были единичными и зачастую являлись ответом на проявления враждебности, связанные с гибелью русских военных). Сильное влияние оказывали и массовые стереотипы: русские были склонны видеть в каждом немце патриота своей родины и шпиона, в то время как сами германцы зачастую боялись «русской непредсказуемости» и проявлений «азиатского варварства» [3; 6].

По мере развития наступления об управлении занятыми районами начали задумываться и на более высоком уровне. Так, 13 (26) августа в «Записке для памяти» генерал-квартирмейстер при верховном главнокомандующем генерал Ю. Н. Данилов8 отмечал: «Полевое управление армии ген. Самсонова… следовало бы реорганизовать по типу армии местного характера с подчинением ген. Самсонову всей Восточной Пруссии, из коей следовало бы образовать генерал-губернаторство, с подготовкой управления занятой территории уже теперь» [2, с. 281].

Однако генерал-губернатором был назначен генерал П. Г. Курлов9, который занимал весьма низкое положение, подчиняясь главному начальнику снабжений фронта генералу Н. А. Данилову10. В мемуарах П. Г. Курлов писал: «Я считал недопустимым введение чисто гражданского управления, а находил, что важнейшей моей обязанностью является обеспечение тыла и всевозможное содействие русским войскам. На месте я намеревался восстановить, если это окажется возможным, бывшие ранее органы управления» [4, с. 241].

Публикуемые ниже документы касаются обстоятельств, сопутствовавших назначению П. Г. Курлова, а также его планов по управлению создаваемым генерал-губернаторством. Весьма интересно, что работа над ними не была прекращена после поражения 2-й армии под Танненбергом. Генерал Я. Г. Жилинский 24 августа (6 сентября) на имя Верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича11 представил временный штат военного генерал-губернаторства [1, оп. 1, д. 14, л. 19]. Было разработано и «Временное положение об управлении областями Пруссии, занятыми по праву войны». Основное внимание уделялось формированию органов временной администрации, а также пресечению потенциальной враждебной деятельности немцев. Хотя генерал П. Г. Курлов и отмечал, что польское население сельских районов относится к русским миролюбиво, этнический фактор не нашел отражения в предполагаемой структуре генерал-губернаторства. Последняя же, на наш взгляд, должна была привести к «полуручному стилю» управления.

Даже поспешное отступление 1-й армии к границе (которую она пересекла 1 (14) сентября) не поставило крест на разработке планов. В дальнейшем П. Г. Курлов внес некоторые изменения в предполагаемый штат генерал-губернаторства, а в октябре 1914 г. в штабе фронта все составленные ранее бумаги (временное положение и развернутая организационно-штатная структура) были подготовлены для утверждения императором [1, оп. 1, д. 143, л. 77—92].

В заключение отметим, что в октябре-ноябре 1914 г. русские войска вновь вошли в Восточную Пруссию, дойдя до крепости Летцен12 и р. Ангерапп. Однако отношение к мирным жителям изменилось, что отражает последний публикуемый документ за подписью нового главнокомандующего фронтом генерала Н. В. Рузского13. Надежд на быстрый успех более не питали, а прагматические аспекты лишь усилились. Проект генерал-губернаторства, видимо, отложили в сторону, а акцент сделали на пресечении враждебной деятельности (в определенной степени сказались и опыт августа-сентября, и антигерманская пропаганда) и большей экономической эксплуатации региона, в частности организации вывоза захваченного имущества (что офицерскими чинами нередко осуществлялось «стихийно»). Особый интерес вызывала оставленная сельскохозяйственная техника, которая стала предметом борьбы различных организаций и государственных учреждений. Инициативу проявили представители различных ведомств, губернских властей и общественных организаций, которые просили о безвозмездной передаче им тех или иных предметов. В штабе фронта задумались и об исполнении положений Женевской конвенции, поскольку не всё конфискуемое имущество попадало под определение «служащего для военных целей». Потому в январе 1915 г. было решено создать особую комиссию по распределению и использованию имущества, конфискованного в Восточной Пруссии, которая поставила бы процесс вывоза и распределения под контроль. Предполагалось продавать с аукциона те вещи, которые не могли служить потребностям армии, а вырученные деньги отдавать на благотворительность. Комиссия была образована при штабе Двинского военного округа 9 (22) февраля 1915 г., на следующий день после завершения тяжелейшего отступления 10-й армии, в ходе которого в августовских лесах погиб целый корпус [1, оп. 1, д. 136, л. 37, 40, 51, 70].

Публикуемые документы хранятся в фонде 2020 «Канцелярия главного начальника снабжений армий Северо-Западного фронта» Российского государственного военно-исторического архива (Москва). Ключевым является дело 143 (опись 1) под названием «Доклад и переписка об управлении областями Восточной Пруссии, занятой по праву войны. Временное положение об управлении Восточной Пруссии и областями Австро-Венгрии. Штаты управлений». Именно здесь и собраны основные материалы (рапорты, телеграммы, доклады, проекты, сметы), связанные с планами создания генерал-губернаторства. Документы находятся в хорошем состоянии (как правило, телеграммы в копиях, переписка внутри канцелярии — в оригинале). Для данной публикации отбирались документы, отражающие логику принятия решений и особенности отношения к мирному населению противника. По этой причине была включена телеграмма генерала Н. В. Рузского, определяющая основы отношения к немецким гражданам во время «второго наступления» в Восточной Пруссии (Ф. 2020. Оп.1. Д. 136 «Переписка об использовании имущества, конфискованного в Восточной Пруссии»).

Документы публикуются в хронологическом порядке. Орфография и пунктуация приведены к нормам современного русского литературного языка, явные опечатки исправлены, стилистика оригинала сохранена. Заголовки, за исключением оговоренных случаев, даны публикатором. Даты приводятся по старому стилю. Пропущенные слова или части слов заключены в квадратные скобки. В текстах телеграмм проставлены обозначенные словами или отсутствующие знаки препинания.

Вступительную статью и документы к публикации подготовил ведущий специалист научного отдела Российского военно-исторического общества К. А. Пахалюк.

№1. Телеграмма № 0901 генерала Я. Г. Жилинского генералу Н. Н. Янушкевичу об образовании генерал-губернаторства14



Белосток15, 13 августа 1914 г.

Ввиду занятия нашими войсками значительной площади неприятельской территории, необходимо теперь же образовать из занятых областей на основании статьи одиннадцатой Положения [о полевом управлении войск в военное время]. Полагаю, что образование такого генерал-губернаторства явится более соответственным, чем включение занятой территории в существующие округа, так как введет во все занятые в Германии области однообразное управление и лучше обеспечит поддержание в них порядка. В состав генерал-губернаторства полагал бы включить обе прусские провинции. Учреждение генерал-губернаторства желательно возможно скорее, ввиду замечаемого в некоторых пунктах в тылу армий отсутствия надлежащего порядка и продажи вина. 192.

Подписал Жилинский
РГВИА. Ф. 2020. Оп. 1. Д. 143. Л. 1—2.
Подлинник. Машинопись.

№2. Телеграмма генерала А. Е. Чурина генералу Н. А. Данилову о формировании конского запаса



Двинск, 20 августа 1914 г.
Сувалкский губернатор сообщает, что пограничные жители грабят германские селения, угоняют лошадей. Предполагаю лошадей, не имеющих хозяев, обращать на образование конского запаса [в] Вержболове. Испрашиваю разрешения на образование конского запаса. 17265 Чурин.

РГВИА. Ф. 2020. Оп. 1. Д. 143. Л. 7.
Подлинник. Машинопись.

№3. Телеграмма генерала Н. А. Данилова генералу А. Е. Чурину об образовании конского запаса



Белосток, 20 августа 1914 г.
17265. Вполне согласен на образование отделений конского запаса [в] Вержболове или в одном из городов Сувалкской губернии, где имеются казармы кавалерийских полков. 496
Подписал: Данилов
Верно: И. д. начальника отделения, коллежский секретарь16.

РГВИА. Ф. 2020. Оп. 1. Д. 143. Л. 8.
Копия. Машинопись

№4. Рапорт № 217 генерала П. Г. Курлова генералу Н. А. Данилову с предложением общей структуры предполагаемого генерал-губернаторства



Белосток, 18 августа 1914 г.

Ввиду учреждения военного генерал-губернаторства Восточной Пруссии и предназначения меня на должность военного генерал-губернатора, доношу Вашему Превосходительству, что я полагал бы образовать означенное Управление, а равно и Управление округов Восточной Пруссии применительно к штату 16-му18 Положения о полевом Управлении войск в военное время и к учреждению Управления губерний Царства Польского Т. II Св[ода] Зак[онов] Рос[сийской] Имп[ерии], на нижеследующих основаниях.

Военный генерал-губернатор получает содержания: — жалования по чину, столовых 5700 р. и добавочных 1500 р. и все остальные виды довольствия, установленные для командующих войсками в округах, и прочие виды довольствия согласно п. 2-му Общего прим[ечания]19 к штатам полевого управления войск. Генерал для поручений — каковая должность может быть возложена на начальника подлежащего таможенного округа, ввиду командирования в распоряжение военного генерал-губернатора частей Пограничной стражи. Он исполняет обязанности начальника штаба, ему же в случае болезни или временного отсутствия генерал-губернатора может быть поручаемо временное исполнение генерал-губернаторских обязанностей. Он сохраняет содержание по своей прежней должности, т. е.: жалование по чину, столовых 4200 р. И добавочных 1000 р.20 Штаб-офицер для поручений и 2 адъютанта — содержание по штату 16-му. Штаб состоит из отделений строевого и хозяйственного, ведающих Управлением пограничной стражи.

Строевое и хозяйственное отделение штаба состоит в заведывании старших адъютантов, каковые могут быть назначены из подчиненных начальнику таможенного округа офицеров пограничной стражи и двух помощников, назначаемых, как и предыдущие.

Содержание штат № 16.

Количество писарей, определенных штатом № 16-й, может быть сокращено и оставлено: два высшего оклада, два — среднего и три низшего.
Кроме штаба предполагается образование гражданской канцелярии генерал-губернатора, состоящей из управляющего канцелярией, двух старших и двух младших чиновников особых поручений, при секретаре и 12 гражданских чиновников, которые заменяют собой таковых же чиновников, положенных по штату № 16 для окружного Артиллерийского управления, окружного Управления по квартирному довольствию войск, Управления инспектора инженерной части войск и окружного Ветеринарного управления, которые не предполагается образовывать в новом генерал-губернаторстве, а также положенных в этих управлениях четырех старших адъютантов и пяти помощников.

Означенные лица получают нижеследующее содержание:
Начальник канцелярии: жалованья 2400 руб.; столовых -1800 руб.; добавочных - 1000 руб.
Старший чиновник особых поручений: жалованья - 1500 р., столовых 1500 р., добавочных 600 р.
Младший чиновник особых поручений: жалованья 1200 р., столовых 600 р., добавочных 300 р.
Секретарь: по штату № 16-й.
Три начальника отделений: каждому жалованья 1200 р.; столовых 600 р., добавочных - 300 р.
Три столоначальника: каждому: жалованья по 1000 р., столовых — 400 р., добавочных 150 руб.
Шесть помощников столоначальников — каждому жалованья 800 р., столовых 200 р., добавочных 50 руб.
Канцелярия состоит из трех отделений, секретарской части, типографии, литографии, четырех курьеров и четырех сторожей с жалованием курьерам по 50 р. и сторожам по 30 р. в месяц.
Заведующий типографией и литографией — по штату № 16-й.
Управление военно-окружного контролера, полевого казначея по штатам, указанным в Положении о полевом Управлении войск.
Кроме того, необходимо образовать Управление железными дорогами Восточной Пруссии и надлежащий на них жандармский надзор.
Почтово-телеграфный округ, который имеет своим пребыванием город, избранный для резиденции генерал-губернатора и почтово-телеграфные конторы, в каждом из городов Восточной Пруссии по мере их занятия. Восточная Пруссия заключает в себе 3 округа, разделенные на 38 уездов. В округах не следует вводить какого-нибудь особого управления, а установить только управление уездами.

Во главе уезда должны стоять уездные начальники с одним помощником и канцелярией.
Для занятия этих должностей предназначаются штаб- и обер-офицеры пограничной стражи из командиров бригад и командиров отделов; эти лица сохраняют получаемое ими ныне содержание:
командир бригады: в зависимости от чина жалованья 1200-1500 р., столовых-2700 р. добавочных 300 руб.
Помощник командира бригады: жалованья 1200 р., столовых 720 р.; добавочных 600 р.
Командир отдела: жалованья 1080 р., столовых 660 р., добавочных 480 р.
Хотя при таких условиях содержание начальников уездов будет не одинаковое, но таков общий принцип п. 4-й прим[ечания] к штатам полевого управления войск.
Так как главной задачей управления должно быть поддержание порядка и обслуживания нужд армии, то для достижения этой цели необходимо опираться на физическую силу.
Было бы желательно командирование в каждый из округов одной сотни, а в город, где будет иметь пребывание генерал-губернатор, - четырех сотен пеших пограничных стражников, в тот же город четырех сотен конных, на обязанности которых будет лежать содержание связи между отдельными городами, а в случае необходимости - и действующей армией.
Желательно командирования частей 2-го таможенного округа, а именно 5, 6, 7 и 8 бригад пограничной стражи, расположенных в их21 крепостях.
Должность генерала для поручений при генерал-губернаторе возлагается на начальника 2-го таможенного округа.
На обзаведение канцелярии и штаба генерал-губернатора должно быть отпущено - 5000 руб.
На обзаведение канцелярии уездных начальников — по 500 р. каждому.
Канцелярские деньги: генерал-губернатору - начальникам уездов по - 22
Окружное интендантское, Окружное военно-санитарное управление, Управление военно-окружного контролера и полевого казначея определяются по штатам № 16-й.
Кроме того, для охраны железных дорог необходимы ополченские части и в распоряжение генерал-губернатора - четыре орудия.
В городах предполагается сохранить магистраты, состоящие из бургомистров и шеффенов23, а в сельских местностях общину старшин и шеффенов, которые получают нынешнее свое содержание, составляющее натуральную повинность населения.
Генерал-лейтенант Курлов [подпись].

РГВИА. Ф. 2020. Оп. 1. Д. 143. Л.9—11.
Подлинник. Рукопись.

№ 5. Телеграмма генерала П. К. Кондзеровского24 генералу В. А. Орановскому25 о некоторых разграничениях полномочий между ведомствами



Барановичи, 20 августа 1914 г.

Военный министр телеграфирует, что расходы по управлению в занятых неприятельских областях должны относиться на военный фонд распоряжением главнокомандующих армиями фронтов. Согласно извещению министра внутренних дел, командирование чинов полиции из прочих местностей империи представляется невозможным. 330. Кондзеровский.

РГВИА. Ф. 2020. Оп. 1. Д. 143. Л. 18.
Подлинник. Машинопись.

№6. Копия26 телеграммы председателя Совета министров И. Л. Горемыкина27 великому князю Николаю Николаевичу об общих принципах кадровой политики в занятых Восточной Пруссии и Галиции



Санкт-Петербург, 15 августа 1914 г.

Министр Внутренних дел доложил Совету министров телеграммы генерал-адъютанта Трепова28 и сувалкского губернатора Куприянова по поручению командующего армией генерал-адъютанта фон Рененкампфа о необходимости командирования в Галицию и Восточную Пруссию нескольких лиц в качестве начальников занимаемых местностей, восьми исправников и значительного числа стражников с урядниками. По поводу сего Совет министров считает долгом всепреданнейше донести до сведения ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА, что командирование высших начальствующих лиц с несколькими при них ближайшими сотрудниками не может вызвать никаких затруднений для гражданского управления империи, что же касается низших должностных лиц, то командирование таковых в значительном числе представляется по соображениям охраны спокойствия и безопасности в империи невыполнимым. По мнению Совета, низший административный персонал в занимаемых местностях надлежало бы составить из благонадежных местных жителей. Наименьшее затруднение такой способ комплектования указанного персонала вызвал бы в пределах Галиции и Познани. Иначе обстоит вопрос в Восточной Пруссии, где административное управление желательно было бы сохранить исключительно в руках военной власти. Наконец, в видах обеспечения выбора наиболее благонадежных лиц из местного населения, Совет министров позволяет себе всепреданнейше представить на благоусмотрение ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА о желательности вызова в распоряжение Главной квартиры лиц из состава бывшего на местах консульского персонала, подобно состоявшейся уже командировки в распоряжение генерал-адъютанта Иванова29 бывшего вице-консула во Львове Олферьева30, или таких издавна преданных русскому делу сведущих в Галиции частных лиц, как, например, братья Геровские31 и Дудыкевич32. 5381. Подписал: статс-секретарь
Горемыкин.

С подлинным верно:
Штаб-офицер для делопроизводства и поручений, Полковник Балашов33
РГВИА. Ф. 2020. Оп. 1. Д. 143. Л. 23.
Копия. Машинопись.


№7. Телеграмма генерала Д. В. Филатьева34 генералу П. К. Кондзеровскому о назначении низшего административного персонала



Белосток, 24 августа 1914 г.

По приказанию главнокомандующего армиями Северо-Западного фронта сообщаю вашему превосходительству для сведения, что низший административный персонал для Восточной Пруссии предположено набрать из чинов пограничной стражи.
Подп[исал]: генерал-майор Филатьев. Скрепил: Начальник канцелярии, Полковник Балканов35

РГВИА. Ф. 2020. Оп. 1. Д. 143. Л. 24.
Копия. Машинопись.


№8. Рапорт № 436 генерала П. Г. Курлова генералу Н. А. Данилову о принципах управления Восточной Пруссией и взаимоотношениях с местными жителями



Белосток, 23 августа 1914 г.

Во время 12-дневного пребывания в г. Белосток мне удалось собрать из разных более или менее верных источников сведения о современном положении в занятых нашими войсками областях Восточной Пруссии и о настроении ее населения.
Некоторые города и местечки совершенно разрушены и в них нет никакого жилья, другие пострадали только частично, а некоторые почти совершенно нетронуты. Население мало-помалу возвращается. Настроение его немецкой части, лояльное по внешности, крайне враждебно. Не менее враждебна и отмеченная часть польского населения, из коего поляки, только в сельских местностях, относятся к нам миролюбиво. Такое настроение создаст благоприятную почву для развития в тылу наших армий широко поставленного шпионажа, а в случае необходимого их отступления — явно враждебных действий, тем более опасных, что у населения, несомненно, припрятано оружие, в некоторых местах сохранилась и скрытая телефонная сеть для сообщения с армией противника.

Все это создаст для будущего гражданского управления занятыми областями, которое должно идти рука об руку с действующими войсками, особые задачи.

Я имею в виду по назначении военным генерал-губернатором, прежде всего, войти в соглашение с командующими отдельными37 армиями по вопросу о целесообразности помеченных мною мер.

По учреждении Управления генерал-губернаторством в одном из занятых городов, как теперь намечается Гумбинен, я полагаю совместно с начальниками уездов и назначенными для несения полицейской службы чинами ввести русское управление в остальных занятых городах, поставив начальникам уездов, в зависимости от местных условий, совокупность которых в городе Белостоке предвидеть трудно, нижеследующие задачи.

В целях борьбы со шпионажем необходимо немедленно регистрировать местное и возвращающееся население с тем, чтобы никто из жителей не имел права самовольно отлучаться из избранного им места жительства. Лицо, задержанное без надлежащего письменного разрешения, должно быть подвергнуто строгой каре, каковая кара может быть распространена и на членов его семьи, а в случаях особо важных, указывающих на шпионаж, или иные какие-либо враждебные нам действия, и на целую общину или город.

Начальники уездов обязаны тщательно следить за настроением уезда, не оставляя без внимания и проверки всякие возникающие слухи о движении неприятеля, доводя о том немедленно до сведения моего и штабов командующих армиями. Может быть, в зависимости от местных условий придется учредить в уездах или при Управлении генерал-губернатора особый орган для правильного собрания агентурных сведений и надлежащего руководства агентурой.

Население будет предупреждено мною под страхом смертной казни о воспрещении хранить у себя какое-либо оружие, даже охотничье, а равно порох и взрывчатые вещества. Все такие предметы должны быть в тот же назначенный срок сданы жителями в управления уездных начальников. Жители, а преимущественно бургомистры и общинные старосты обязаны заявить о скрытых телеграфных и телефонных линиях, если таковые имеются. Для того чтобы эта мера достигла своей цели, уездным начальникам будет вменено в обязанность производить периодические повальные обыски.

Уездные начальники обязуются безотлагательно выяснить все местные средства, могущие быть использованными на нужды армии как-то: провиант, фураж, перевозочные средства, обувь, белье и т. п. Все эти предметы подлежат реквизиции с оставлением необходимого количества для поддержки существования местных жителей.
На уездных начальников возлагается поддержание в вверенных им уездах строжайшего порядка и неослабный надзор за местными властями, где таковые будут учреждены. Мною будет, безусловно, воспрещена продажа крепких напитков и также пива в особенности войскам38.

Во исполнение сделанных Вами указаний о наложении на города определенной денежной контрибуции особыми комиссиями с участием полевого контроля, городское имущество должно быть оценено, а в случае неуплаты добровольно известной суммы взято в казну.

Уездные начальники оказывают необходимое содействие войскам и войсковым учреждениям, исполняя все их законные требования.

Окружное интендантское и Санитарное управления, а равно и Управление железных дорог действуют по указаниям подведомственных Вам подлежащих чинов. Почтовые и телеграфные учреждения вводятся по мере надобности в городах.

Для осуществления всех этих мероприятий необходима значительная военная сила, я ходатайствую о командировании в мое распоряжение чинов пограничной стражи, как я доносил об этом в рапорте моем от 18-го сего августа за № 239.

За нападения на воинских чинов, убийства, грабеж, изнасилования, шпионство, хранение оружия40 виновные подвергаются смертной казни. Нижние чины за все преступления подлежат суду, образованному при армиях, а в случаях, не требующих особой быстроты, — военно-окружному суду. Генерал-лейтенант Курлов [подпись].

РГВИА. Ф. 2020. Оп. 1. Д. 143. Л. 42—43.
Подлинник. Рукопись.


№9. Временное положение об управлении областями Пруссии, занятыми по праву войны41



Белосток, 23 августа 1914 г.

Общие положения

1) Для временного управления занятыми по праву войны частями неприятельского края учреждаются особые должности военного генерал-губернатора, губернаторов, градоначальников и начальников уездов, круг ведения, права и обязанности которых определяются настоящим положением.

2) Настоящим положением очерчивается лишь общий характер деятельности указанных в ст. I чинов. Ближайшие и более подробные указания о порядке деятельности этих чинов определяются особой инструкцией, вырабатываемой военным генерал-губернатором и утверждаемой главным начальником снабжений армий фронта.

3) Указанные в штатах должности замещаются военными или гражданскими чинами, кои избираются, допускаются к временному исправлению должностей, назначаются и перемещаются порядком, указанным в ст. 97, п. п.3 и 742, ст. 15243, ст. 415, п. п.1 и 344, ст. 65345 и ст. 64946 Положения о полевом управлении войск в военное время.

4) Начальники уездов и градоначальники подчиняются губернаторам, а эти последние военному генерал-губернатору.

5) Число губернаторов и начальников уезда, а равно пределы подведомственного каждому из них района определяются главным начальником снабжений армий фронта, причем существующие границы административных подразделений края, по возможности, должны быть оставляемы без изменения.

6) Указанные в настоящем положении чины гражданских управлений при назначении своем снабжаются картами и, по возможности, полными статистическими, административными и прочими сведениями о неприятельском крае распоряжением штаба округа соответствующего театра военных действий.

7) Указанные в настоящем положении чины назначаются одновременно со вступлением армии в соответствующие области или округа. Вступая немедленно в отправление своих обязанностей, они постепенно, по мере наступления войск, распространяют деятельность свою до пределов определенного для каждого из них района.

8) Главная обязанность указанных в сем положении лиц заключается в содействии всеми предоставленными в распоряжение их средствами к удовлетворению краем потребностей армии и в облегчении сношений между войсками и местным населением.

9) К непосредственным обязанностям их относятся: организация местного управления, принятие всех мер к восстановлению и обеспечению общественного порядка и общественной жизни, приведение в известность следуемых к поступлению от земли денежных средств и взимание налогов, пошлин и денежных сборов, установленных в пользу неприятельского государства, применительно к существующим в крае правилам обложения и раскладки их.

10) По прибытии в места своего назначения они объявляют во всеобщее известие: а) что честь и права семейные, жизнь отдельных лиц и частная собственность, равно как и религиозные убеждения и отправление обрядов веры, будут обеспечены и охранены во всей их неприкосновенности, б) что суд по делам гражданским и по тем из уголовных, для коих не сделано изъятия, будет отправляться на прежних основаниях и по местным законам, если не встретится к тому каких-либо препятствий, и в) что при наличии того же условия существующие в крае всякого рода местные учреждения, административные, хозяйственные, земские, городские, общественные и т. п. могут продолжать действовать под наблюдением и руководством указанных в сем положении чинов и уполномоченных ими должностных лиц и что состоящие на службе в этих учреждениях лица оставляются на местах и будут продолжать получать присвоенное им содержание.

11) Объявляется также во всеобщее сведение, что земледелие, торговля, народная промышленность и вообще всякого рода мирные занятия населения, безвредные для интересов армии, не будут подвергаться стеснениям.

12) В случае, если бы при вступлении наших войск в неприятельскую землю, должностные лица местного гражданского управления удалились по распоряжению своего правительства или же самопроизвольно, на места их немедленно назначаются другие лица.

13) Для участия в местном гражданском управлении привлекаются наиболее благонадежные лица из числа местных жителей, кои по своему общественному положению, влиянию и опытности могут быть с пользою употреблены в деле этого управления.

14) К обязанностям чинов гражданского управления относятся распоряжения о переводе на местный, в занятом крае, язык и обнародовании всех повелений Верховного главнокомандующего, главнокомандующего армиями фронта и подлежащего начальства, обязательных для населения.

15) Они принимают в свое ведение и управление все находящиеся в крае и принадлежащие неприятельскому государству общественные здания, недвижимости, леса и сельскохозяйственные угодья и приводят в известность вообще всю движимую собственность государства, приобретаемую по праву войны, и могущую служить для военных действий.

16) Равным образом ими приводятся в известность и принимаются в свое ведение все средства, приспособленные для передачи сведений на суше, на море и по воздуху, для перевозки лиц и вещей, склады оружия и вообще всякого рода боевые припасы, даже если они принадлежат частным лицам.

17) На попечение чинов гражданского управления возлагается принятие мер к охранению исторических памятников, собственности общин, учреждений церковных, благотворительных и образовательных, художественных и научных.

18) В занятом крае контрибуции взимаются, а реквизиции требуются с соблюдением правил, указанных в ст. 51 и 52 ВЫСОЧАЙШЕ ратификованной47 21 октября 1909 г. конвенции о законах и обычаях сухоп[утной] войны (П[олного] С[обрания] З[аконов] 32658) и порядком, установленным главой VI кн[иги] XVIII С[вода] В[оенных] П[остановлений] 1869 г. изд. 3 по ред. прик. по В[оенному] В[едомству] 1914 г. № 499 (с у. 2324).

19) Для несения полицейской службы в занятом крае командируются нижние чины пограничной стражи. О военном генерал-губернаторе и управлениях, при нем состоящ[их]

20) Военный генерал-губернатор, непосредственно подчиняясь главному начальнику снабжений армий фронта, является органом высшего надзора и руководительства подчиненных ему чинов в осуществлении задач управления, указанных выше в ст. 8—18.

21) Права и обязанности военного генерал-губернатора определяются ст. 648—654 и 656 полож[ения] о полев[ом] управл[ении] войск48 в военное время и ст. 19 и 21 правил о местностях, объявляемых состоящими на военном положении.

22) Сверх прав, указанных в предыдущей статье, военному генерал-губернатору предоставляется:
1) издавать обязательные постановления по предметам, относящимся к обеспечению войск всем необходимым, а равно и к предупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасности;
2) устанавливать за нарушение таковых обязательных постановлений взыскания, не превышающие заключения в тюрьме или крепости на три месяца или денежного штрафа до трех тысяч рублей;
3) подвергать собственною властью виновных в нарушении обязательных постановлений, изданных на основании пункта I сей статьи, взысканиям, означенным в пункте 2, или уполномочивать на разрешение подобных дел подчиненных ему губернаторов, градоначальников и начальников уездов.

23) В случае временного отсутствия, болезни или смерти военного генерал-губернатора во временное исправление его должности вступает начальник его штаба.


24) Права и обязанности подведомственных генерал-губернатору канцелярии, штаба и управлений определяются ст. 644—646, 657—659 и 661—663 положения о полевом управлении войск в военное время49 и ст. 258—259 общ[его] учр[еждения] губ[ернского], а порядок их деятельности — инструкциями, издаваемыми военным генерал-губернатором.

О губернаторе

25) Губернатор, преследуя задачи, определенные в ст. 8—18 сего положения, непосредственно подчиняется военному генерал-губернатору и принимает зависящие от него меры к единообразному выполнению подведомственными ему уездными начальниками и градоначальниками общих указаний военного генерал-губернатора.

26) Губернатор обязан возможно чаще лично объезжать уезды, входящие в район губернаторства, контролируя деятельность подчиненных ему начальников и немедленно принимать меры к устранению замеченных беспорядков.

27) Губернатор, имея особое попечение о спокойствии, безопасности вверенному ему района и осуществляя задачи по управлению, обязан представлять военному генерал-губернатору возможно полные сведения о состоянии уездов в отношении путей сообщения, надежности местной администрации и настроения населения и свои соображения о мерах, каковые необходимо принять к охранению спокойствия, путей сообщения и всех учреждений, полезных для армии.

28) Губернатор пользуется правами, указанными в ст. 23 правил о местностях, объявляемых на военном положении.

29) При губернаторе состоит канцелярия и чиновники особых поручений, круг деятельности коих определяется распоряжением губернатора

30) При управлении губернатора состоят врачебный и ветеринарный инспекторы, каковые, подчиняясь в дисциплинарном порядке губернатору, по предметам их ведения получают указания военно-санитарного и военно-ветеринарного инспекторов, состоящих в управлении военного генерал-губернатора.

31) В случае временного отсутствия, болезни или смерти губернатора во временное исполнение его должности, впредь до особого распоряжения, вступает тот начальник уезда, в районе которого губернатор имеет местопребывание.

О градоначальнике

32) Города со значительным населением или имеющие особое стратегическое значение выделяются из уездов в особые градоначальства. Определение населенных пунктов, в коих имеют быть учреждены градоначальства, зависит от главного начальника снабжений фронта по докладу военного генерал-губернатора.
33) Градоначальники пользуются правами начальников уездов и исполняют их обязанности.

О начальнике уезда

34) Уездный начальник непосредственно управляет под ближайшим наблюдением губернатора, вверенным ему уездом со всеми входящими в состав последнего городами, местечками и прочими административными подразделениями.
35) Уездный начальник наблюдает за правильным и скорым разрешением дел в подведомственных ему местах, а также за точным исполнением распоряжений генерал-губернатора и губернатора и следит вообще за действиями подчиненных мест и чинов.
36) Для наблюдения за порядком уездный начальник возможно чаще объезжает вверенный ему уезд, устраняет по возможности всякие поводы к нарушению общественного спокойствия и порядка и производит ревизии подчиненных ему мест.
37) Уездному начальнику поручается высшее заведывание полицией в уезде. Ему подчиняются нижние чины пограничной стражи, командированные для несения полицейской службы.
38) В случае беспорядков в уезде уездный начальник принимает все зависящие меры к их прекращению.
39) Начальник уезда пользуется правами, предоставляемыми ст. 23 правил о местностях, объявляемых состоящими на военном положении, начальникам полиции.
40) Для содействия уездному начальнику по управлению уездом при нем состоят два помощника: по административной и полицейской частям. В случае болезни, увольнения или смерти уездного начальника, а также в случае отсутствия его из уездного города по делам службы, старший в чине помощник временно заступает его место.
41) На уездного начальника возлагается управление тем имуществом, на которое военным генерал-губернатором в порядке п. 18 ст. 19 правил о местностях, объявляемых состоящими на военном положении, будет наложен арест или секвестр

Генерал-лейтенант Курлов [подпись]
РГВИА. Ф. 2020. Оп. 1. Д. 143. Л. 50—53.
Подлинник. Машинопись.

№10. Телеграмма генерала Н. В. Рузского генералу Ю. Н. Данилову50 о принципах взаимодействия к местным жителям Восточной Пруссии и реквизициях имущества Согласно повеления Верховного главнокомандующего, при действиях в пределах Германии предписываю: первое51 — ввиду явно враждебного нам немецкого и еврейского населения удалять всех жителей немцев и евреев мужского пола рабочего возраста вслед за отступающим неприятелем; второй52 — тщательно осматривать госпиталя и больницы, поручая это дело офицерам, объявлять военнопленными всех находящихся там здоровых военнопленных и отправлять их немедленно в тыл; третье — брать в крупных населенных пунктах заложников из числа наиболее зажиточных и почетных жителей немцев, объявляя им и местному населению, что заложники ответственны жизнью за всякое проявление враждебности к нашим войскам; четвертое — за малейшее проявление враждебности местных жителей к нашим войскам налагать чувствительные контрибуции властью старших начальников до начальников дивизий включительно; пятое — принимать меры предосторожности в ограждении себя от присущего германцам вероломства53, такими мерами могут служить обыски, воспрещение выхода из домов от наступления темноты до рассвета, недопущение выезда и въезда в населенные пункты, воспрещение работ в поле и в лесу; шестое — за выдачу жителями скрытых станций радиотелеграфа, подземных проводов телефонов, стоянок воздухоплавательных аппаратов немедленно выдавать крупные денежные награды за счет взыскиваемых контрибуций; седьмое — в самой широкой мере применять административную и войсковую реквизиции, преследуя мародерство со всей строгостью закона; восьмое — излишек собранных запасов или обнаруженных в складах вывозить в Россию в пункты по выбору главного начальника снабжений; девятое — сбор местных средств производить эксплуатационными54 командами, образуя их из состава отдельных дружин, приданных начальнику этапно-хозяйственного отдела каждой армии; десятое — имущество частных лиц, проявивших враждебные действия против нас, уничтожать немедленно; одиннадцатое — всякое казенное имущество, принадлежащее германскому государству, если его нельзя вывезти, уничтожать или приводить в полную негодность, а равно уничтожать железные дороги, кроме тех, которые приказано будет сохранить; двенадцатое — в видах подрыва обрабатывающей промышленности и подрыва этим благосостояния германского государства основательно портить машины на казенных и частновладельческих заводах и фабриках, поручая это дело саперам; тринадцатое — уничтожать всякого рода оборонительные сооружения, укрепления, блокгаузы. О неуклонном приведении в жизнь необходимых мер надлежит оповестить местных жителей при помощи объявления по усмотрению командующих армий. 4490.55

Подписал генерал-адъютант Рузский.
РГВИА. Ф. 2020. Оп. 1. Д. 136. Л. 1.
Копия. Машинопись.

Список источников и литературы

1. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 2020. Канцелярия главного начальника снабжений армий Северо-Западного фронта.
2. Восточно-Прусская операция : сборник документов. М., 1939.
3. Дементьев И. О. «Исключения из общего правила»: смена вех в дискуссиях западных историков о характере русской оккупации Восточной Пруссии в годы Первой мировой войны // Калининградские архивы : материалы и исследования: сб. ст. / отв. ред. В. Н. Маслов. Калининград, 2014. Вып. 11. С. 75—88.
4. Курлов П. Г. Гибель императорской России. М., 2002.
5. Министерство иностранных дел России в годы Первой мировой войны : сборник документов / Министерство иностранных дел Российской Федерации. Тула, 2014.
6. Пахалюк К. А. Русский оккупационный режим в Восточной Пруссии в 1914—15 гг. // Военно-исторический архив. 2012. № 6 (150). С. 160—178 ; 2012. № 9 (153).
7. Положение о полевом управлении войск в военное время. Пг., 1914.




1 Я. Г. Жилинский (1853—1918) — русский военный деятель. Участник русско-японской войны (1904—1905). В 1911—1914 гг. начальник Генерального штаба. В годы Первой мировой войны был главнокомандующим Северо-Западного фронта (до 3 (16) сентября 1914 г.).
2 П. К. Ренненкампф, фон (1854—1918) — русский военный деятель. Герой китайской кампании 1900—1901 гг. и русско-японской войны (1904—1905). В годы Первой мировой с июля по ноябрь 1914 г. командовал 1-й армией.
3 Гумбиннен — Гусев (Калининградская область).
4 А. В. Самсонов (1859—1914) — русский военный деятель. Герой русско-японской войны (1904—1905). В годы Первой мировой назначен командующим 2-й армией. Погиб (основная версия — застрелился) во время Танненбергского сражения.
5 Инстербург — Черняховск, Тильзит — Советск (Калининградская область).
6 Н. Н. Куприянов — в 1911—1917 гг. губернатор Сувалкской губернии.
7 А. Е. Чурин (1852—1916) — русский военный деятель. Участник русско-турецкой (1877—1878) и русско-японской (1904—1905) войн. С началом войны назначен главным начальником Двинского военного округа, затем командовал на фронте корпусами и армиями.
8 Ю. Н. Данилов (1866—1937) — русский военный деятель. В 1914—1915 гг. генерал-квартирмейстер штаба Верховного главнокомандующего.
9 П. Г. Курлов (1860—1923) — русский государственный деятель. В 1903— 1905 гг. курский вице-губернатор. В 1905—1906 гг. минский губернатор. В 1907 г. исполнял обязанности вице-директора департамента полиции, в 1909—1911 гг. товарищ министра внутренних дел, командир отдельного корпуса жандармов. В августе 1914 г. назначен состоящим в распоряжении главного начальника снабжений армий Северо-Западного фронта.
10 Н. А. Данилов (1867—1934) — русский военный деятель. Участник русско-японской войны (1904—1905). Карьеру сделал на канцелярских должностях военного министерства и в Николаевской академии Генерального штаба. С началом Первой мировой войны назначен главным начальником снабжений армий Северо-Западного фронта.
11 Романов Николай Николаевич (1856—1929) — великий князь, в 1914—1915 гг. Верховный главнокомандующий русской армии.
12 Летцен — Гижицко (Польша).
13 Н. В. Рузский (1854—1918) — русский военный деятель. Участник русско-
турецкой (1877—1878) и русско-японской (1904—1905) войн. Первую ми-
ровую войну начал как командующий 3-й армией. В сентябре 1914 г. назна-
чен главнокомандующим Северо-Западным фронтом.
14 Н.Н. Янушкевич (1868—1918) - русский военный деятель. В марте 1914 г. стал начальником Генерального штаба. С июля 1914 г. по август 1915 г. начальник штаба Верховного главнокомандующего.
15 Здесь и далее место отправки телеграммы определено по месту пребывания отправляющего штаба: штаб Северо-Западного фронта - Белосток, штаб Верховного главнокомандующего — Ставка, штаб главного начальника Двинского военного округа — Двинск, Совет министров — Санкт-Петербурга.
16 Подпись неразборчива.
17 Зарегистрирован по канцелярии Главного начальника снабжений Северо-Западного фронта 23 августа 1914 г. Вх. № 1426.
18 Нормальный штат военно-окружного управления на театре военных дей-
ствий [7, с. 151—154]
19 В этом пункте перечисляется состав военно-окружного управления.
20 Предложение, выделенное курсивом, отмечено карандашом и вертикаль-
ной чертой слева от текста.
21 Слова «В их» отмечены карандашом и знаком вопроса.
22 Напротив слов, выделенных курсивом, слева карандашом поставлен знак вопроса.
23 Шёффены -судебные заседатели.
24 В. А. Орановский (1866—1917) — русский военный деятель. Участник китайского похода 1900—1901 гг. и русско-японской войны. С июля 1914 г. по январь 1915 г. - начальник штаба Северо-Западного фронта. Затем командовал различными корпусами
25 П.К. Кондзеровский (1869—1929) — русский военный деятель. Карьеру сделал в Главном штабе Генерального штаба. В 1914—1917 гг. дежурный генерал при штабе Верховного главнокомандующего.
26 Переслана 18 августа 1914 г. за № 376 дежурным генералом при Верховном главнокомандующем П. К. Кондзеровский начальнику штаба Северо-Западного фронта генералу В. А. Орановскому с пометкой «для сведений и руководства».
27 И. Л. Горемыкин (1839—1917) — русский государственный деятель. В 1906 г. и 1914—1916 гг. председатель Совета министров.
28 Ф. Ф. Трепов (1854—1938) — русский военный и политический деятель. Участник русско-турецкой (1877—1878) и русско-японской (1904—1905) войн. После начала Первой мировой назначен помощником Верховного начальника санитарной и эвакуационной части принципа А. П. Ольденбургского. В октябре 1916 г. стал временным генерал-губернатором занятых по праву войны областей Австро-Венгрии.
29 Н. И. Иванов (1851—1919) - русский военный деятель. Участник русско-турецкой (1877—1878) и русско-японской (1904—1905) войн. В годы Первой мировой (1914-1916) — главнокомандующий Юго-Западным фронтом.
30 Вероятно, имеется в виду В. В. Олферьев, российский дипломат, в 1913-1914 гг. вице-консул в Кёнигсберге. В 1914 г. он находился в распоряжении главнокомандующего Юго-Западным фронтом; подал докладную записку о состоянии занятой русскими войсками Восточной Галиции [5, с. 393—397].
31 Алексей Юлианович и Георгий Юлианович Геровские. В начале XX в. активные деятели карпато-русского национального движения в Австро-Венгрии.
32 В. Ф. Дудыкевич (1861—1922) — галицко-русский общественный деятель. Один из инициаторов создания Русской народной партии в Галиции. Русофил.
33 И. С. Балашов (1868—?) — русский военный деятель; 25 июля 1914 г. назначен штаб-офицером для делопроизводства и поручений управления дежурного генерала при Верховном главнокомандующем.
34 Д. В. Филатьев (1866—1932) — русский военный деятель. Участник русско-японской войны (1904—1905). В 1914 г. помощник главного начальника снабжений Северо-западного фронта.
35 Вх. № 3329 от 28 сентября 1914 г.
36 Ф. П. Балканов (1866—1928) — русский военный деятель. Карьеру сделал на канцелярских должностях в Главном штабе и военном министерстве. В 1914 г. и. д. начальника канцелярии главного начальника снабжений армий Северо-Западного фронта.
37 В документе № 8 слова, выделенные курсивом, подчеркнуты карандашом при чтении. Здесь слева от текста поставлен знак вопроса.
38 Слова «продажа крепких напитков и также пива в особенности войскам» отмечены слева вертикальной чертой и знаком вопроса.
39 Абзац выделен сбоку вертикальной чертой.
40 Слова «хранение оружия» подчеркнуты волнистой чертой.
41 Заголовок дан составителем документа.
42 «97. Главнокомандующий армиями фронта сверх прав, предоставленных командующему армией (ст. 415 и 416), имеет право: <…> 3) допускать ко временному исправлению должностей, из состава подчиненных ему лиц, начальника штаба армий фронта, командующих армиями, входящими в состав фронта, комендантов крепостей, главного начальника снабжений армий фронта, главных начальников военных округов и военных генерал-губернаторов подчиненного ему района; о всех временных назначениях он представляет на усмотрение верховного главнокомандующего; <…> 7) устранять от должностей всех должностных лиц всех ведомств, состоящих в подчиненных ему армиях и флоте, а также на государственной, земской или городской службе в подчиненном ему районе, без различия их чина и звания». См.: [7, с. 11—12].
43 Из главы XIII. О главном начальнике снабжений армий фронта: «152. В общем порядке управления, по заведыванию личным составом управлений, всех подчиненных ему учреждений и лиц, а равно в отношении гражданского населения, главный начальник снабжений пользуется правами командующего армией, за исключением права награждения за боевые подвиги и иные отличия». См.: [7, с. 18].
44 «415. Командующий армией, сверх прав, предоставленных командиру корпуса, имеет право: 1) назначать во время войны ко временному исполнению должностей командиров корпусов, начальников дивизий и лиц, пользующихся с ними правами; <…> 3) устранять от должностей всех должностных лиц всех ведомств, состоящих в армии, без различия чина и звания». См.: [7, с. 54].
45 «653. Главный начальник военного округа представляет по команде вместе с заключением окружного контролера перечни, составленные в военноокружных управлениях на расходы, потребные по каждому управлению». См.: [7, с. 82].
46 «649. Главный начальник военного округа, сверх обязанностей и прав, определяемых настоящим Положением, несет обязанности и пользуется правами, указанными для главного начальника военного округа кн. II Св. В. П. 1869 г., изд. 3. В отношении назначения на должности в подведомственных ему управлениях и заведениях он пользуется правами начальника главного управления военного министра». См.: [7, с. 82].
47 Так в документе. Должно быть: ратифицированной.
48 Речь идет о статьях, в которых прописываются права и обязанности главного начальника военного округа на театре военных действий.
49 Речь идет о статьях, в которых прописываются права и обязанности начальников военно-окружных управлений на театре военных действий.
50 Дата не указана; вероятно, телеграмма отправлена в октябре 1914 г. Населенный пункт не установлен.
51 Здесь и далее номера пунктов обозначены подчеркиванием пунктиром в тексте телеграммы.
52 Так в документе. Должно быть: второе.
53 В тексте изначально воролоства, затем первая буква «о» исправлена на «е», буква «м» вписана над строкой.
54 В тексте изначально эксплоатационным, затем исправлено на эксплуатационными.
55 Фрагмент текста, начиная со слов восьмое излишек собранных запасов, слева отмечен вертикальной чертой.


Просмотров: 7909

Источник: Нереализованный проект генерал-губернаторства Восточной Пруссии / Публ. К.А. Пахалюка // Калининградские архивы. 2015. № 12. С. 96 – 116



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X