Гражданская война в советском кинематографе. Период малокартинья (1943-1953 гг.)

Этим материалом мы заканчиваем цикл публикаций д.и.н. Юрия Кондакова про тему Гражданской войны в Советском кинематографе 1918-1953 годов.

Период малокартинья (1943-1953 гг.)



Знаковым годом в истории советского кино стал первый послевоенный год. 4 сентября 1946 года было опубликовано постановление ЦК ВКП «О кинофильме «Большая жизнь», регламентировавшее развитие киноискусства на много лет вперед.1 В постановлении затрагивалось содержание сразу нескольких фильмов. С.Эйзенштейн обвинялся в том, что во второй серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников в виде шайки дегенератов, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером – слабохарактерным и безвольным (в результате вторая серия «Ивана Грозного» не принята, а первая снята с показов).2 Еще один исторический фильм режиссера В.Пудовкина «Адмирал Нахимов» был обвинен в том, что режиссер пытался показать не полководческий талант адмирала, а его личную жизнь. В постановлении отмечалось, что В.Пудовкин «не изучил деталей дела и исказил историческую правду» (после долгих доработок фильм выпущен на экраны). Фильм Л.Лукова «Большая жизнь» был обвинен в искажении процесса восстановления Донбасса после войны, фальшивом показе советских работников, проповеди отсталости, бескультурья и невежества (фильм был запрещен). В своем выступлении И.В.Сталин заявил, что большевики стремятся развивать вкусы зрителей, а этому не содействует ряд режиссеров и сценаристов, их необходимо отстранить от создания фильмов.3 В том же году был принят ряд постановлений о литературе, кинематографе и театре.

Главной задачей проведенной идеологической компании было добиться от авторов создания в художественных произведениях положительного героя нового общества. Считалось, что в советском обществе не может быть конфликта между героями положительными и отрицательными, а только между хорошими и отличными. Авторам предлагалось замечать «ростки будущего», в своих произведениях, развивать их и укреплять, воспитывая тем самым советского зрителя.4

Под новую компанию попал и фильм на историко-революционную тематику «Свет над Россией» режиссера С.Юткевича. Замысел постановки ленты по пьесе Н.Погодина «Кремлевские куранты» появился у С.Юткевича перед войной. Пьеса с успехом шла во многих театрах и была удостоена Сталинской премии. При обсуждении сценария на Художественном совете Министерства кинематографии СССР, в конце 1946 года, были озвучены сомнения И.В.Сталина на тему того, стоит ли снимать фильм по этой пьесе. Было решено, что в центре фильма, в отличие от пьесы, будет образ В.И.Ленина и план ГОЭЛРО, а перерождение буржуазного интеллигента Забелена будет отодвинуто на второй план. В 1947 году С.Юткевич приступил к съемкам фильма. Первый просмотр снятого материала И.В.Сталиным закончился трагически. Вождь ничего не сказал, но остался недоволен, его «неодобрительные хмыканья» были зафиксированы министром И.Г.Большаковым и стали основой для переделки картины. Спектакль «Кремлевские куранты» был снят со сцены. Несмотря на то, что второй вариант картины был принят Художественным советом и получил разрешения на выпуск, фильм вновь был запрещен. Е.С.Громов высказывал предположение о том, что И.В.Сталин запретил картину «Свет над Россией» потому что она не соответствовала историко-революционному мифу «Сталин – это Ленин сегодня», окончательно сформировавшемуся в предвоенный период.5

Г.Б.Марьянов перечислял замечания, предъявленные к первому варианту фильма «Свет над Россией»: недостаточно показано участие Сталина в создании плана ГОЭЛРО, сцены с Лениным фальшивы и излишни – «в них не свойственный Ленину ложный демократизм», сцена в «Кафе поэтов» недопустима в политической картине – богемщина, эпизод с часовщиком – антихудожественный, страна показана отсталой, убогой и ко всему еще имеют место эстетическо-формалистические выкрутасы режиссера».6 Несмотря на то, что фильм был дважды закончен, ему была присвоена формулировка «Считать снятым с производства». С.Юткевич был на несколько лет отстранен от работы в кинематографе.

Необходимо отметить, что содержание картины «Свет над Россией» совершенно не соответствовало канонам, с которыми И.В.Сталин подходил к оценке игровых фильмов. Создание ленинского плана ГОЭЛРО было отражено в комедийных тонах. Несерьезное впечатление производил В.И.Ленин, гуляющий и беседующий о будущем со своим охранником-матросом по набережной Москвы реки. Смешны крестьяне – красноармейцы, слушающие стихи Блока. Наконец, главным комическим персонажем являлся будущий проектировщик плана ГОЭЛРО инженер Забелин, торгующий спичками и открыто агитирующий против советской власти. По мнению И.В.Сталина советские фильмы должны были не учить истории, а поднимать и вести советский народ на новые подвиги. Агитация врагов советской власти с экрана признавалось совершенно не допустимой.

В своих воспоминаниях Г.Б.Марьянов писал о том, что в послевоенном кинематографе И.В.Сталин смог создать систему, не допускающую никаких отклонений. Порядок производства фильмов из года в год ужесточался. И.В.Сталин лично стал утверждать годовые планы производства фильмов. Решения выносились по названиям и аннотациям лент. С 1948 года выпуск фильмов начали сокращать. В этом году из 40 предложенных фильмов было выбрано только 16, в 1949 году снято 16 фильмов, в 1950 – 15, в 1951 – 9 (эти данные не вполне согласуются с данными аннотированного каталога «Советские художественные фильмы»). В.И.Сталин говорил: «Снимать картин надо меньше, но каждая должна быть шедевром». При сокращении планов не учитывалось, что некоторые картины находились в производстве. Советские фильмы на экранах заменили трофейные киноленты. Сборы от кино год от года падали. Период 40-х - начала 50-х годов получил название «малокартинья».

Историко-биографические фильмы период «малокартинья» практически не затронул. В послевоенные годы видными режиссерами были сняты следующие фильмы: А.Довженко «Мичурин» (1949), В.Пудовкин «Нахимов» (1950), «Жуковский» (1951), Г.Козинцев «Пирогов» (1947), «Белинский» (1951), Г.Рошаль «Академик Иван Павлов» (1949), «Мусоргский» (1950), «Римский-Корсаков» (1953), И.Савченко «Тарас Шевченко» (1951), В.Корш-Саблин «Константин Заслонов» (1949), Н.Санишвили «Давид Гурамишвили» (1946), Р.Хамраев «Алишер Навои» (1948), Ю.Разман «Райнис» (1948).7 При этом в послевоенные годы «очень бледно выглядели историко-революционные фильмы».8 Можно назвать три такие ленты: «Свет над Россией», «Незабываемый 1919 год», «Вихри враждебные». Образ врага присутствовал лишь в двух последних фильмах.

Гражданская война в советском кинематографе на время была вытеснена фильмами о Великой Отечественной войне. На смену образа белогвардейца пришел образ фашиста. К.М.Исаева отмечала, что образы врагов, солдат и офицеров вермахта, в фильмах снятых в этот период, были решены гротескно и выполнены талантливо и остроумно, но это было очень далеко от показа истинного лица умного и талантливого врага.9 Иначе говоря, все предвоенные достижения советского кинематографа, связанные с реалистическим освещением образа врага, при работе с материалом Великой Отечественной войны были забыты.

К 70-летию И.В.Сталина была написана пьеса В.Вишневского «Незабываемый 1919» (ее иногда называют самым слабым произведением драматурга). И.В.Сталин лично редактировал пьесу. Им были исправлены обращения В.И.Ленина к И.В.Сталину и, наоборот, с имен и отчеств на тов. «Ленин», тов. «Сталин». 21 декабря 1949 года состоялась премьера пьесы, она получила высокую оценку советского руководства. В.Вишневский за свое произведение был удостоен Сталинской премии, год спустя такую же премию получила и одноименная пьеса.10 В центре сюжета произведения В.Вишневского находился реальный эпизод наступления на Петроград армии генерала А.П.Родзянко (первый поход Н.Н.Юденича на Петроград). В этот период обороной Петрограда руководил И.В.Сталин. По аналогии с Великой Отечественной войной, И.В.Сталин рассматривался, как вождь и вдохновитель побед Гражданской войны (фильмы, снятые в том же ключе в предыдущие годы, так и не были выпущены на экран). Несмотря на то, что экранизировать пьесу взялся любимый И.В.Сталиным режиссер М.Чиаурели, снятый фильм не удостоился высокой оценки вождя и дорабатывался до самой его смерти. Исследователи советского кино сходятся в оценках «Незабываемого 1919». М.П.Власов отмечал, что фильм был целиком поставлен на антиисторических концепциях, порожденных культом личности, а К.М.Исаева замечала, что в ленте фальшивому содержанию соответствовало не менее фальшивое исполнение.11

Сегодня нельзя согласиться с подобными оценками авторов, ослепленных разоблачениями «культа личности». Фильм «Незабываемый 1919» был серьезным шагом на пути освещения событий Гражданской войны. В рекламном материале «Незабываемый 1919», выпущенном «Госкиноиздатом» в 1952 году, отмечалась, что фильм снимался по произведению непосредственного участника Гражданской войны (В.Вишневский бывший моряк Балтийского флота и пулеметчик Первой конной). Автором был поднят большой исторический материал, вплоть до мемуаров участников Версальской конференции. Члены съемочной группы объезжали места событий, беседовали с ветеранами – участниками боев.12 Действительно в фильме оказались отражены реальные исторические эпизоды: восстание форта Красная горка, участие в наступлении Ингерманландского полка, заговор в Петрограде, помощь, оказываемая белогвардейцам странами Антанты. При этом за кадром осталось участие в наступлении Северного корпуса эстонской армии и слабость, неорганизованность белых формирований весной-летом 1919 года. В последствии сам А.П.Родзянко отмечал: «Ни у меня, ни у кого другого не могло быть и мысли о занятии Петрограда такими ничтожными силами».13

Отражение в фильме белогвардейского заговора в Петрограде вполне соответствовало свидетельствам самих белогвардейцев. Адмирал В.К.Пилкин, находившейся весной 1919 года в Финляндии, 17 марта 1919 года записал в своем дневнике о том, что получил сведения: «что имеется план восстания в Петрограде, что заготовлен взрыв мостов, что Троцкого окружают «свои люди».14 В другом месте адмирал сообщал о том, что многие офицеры императорской армии поступили на службу к большевикам по прямому приказу своих начальников и союзников (надеявшихся подорвать большевизм изнутри).15 В этом случае шпиономания 30-х годов не имела никакого отношения к содержанию фильма, так как он базировался на материалах книги Н.Е.Какурина «Как сражалась революция», впервые изданной в 1926 году. Неизмененным в ленте было сохранено даже имя начальника артиллерии Кронштадской крепости, заговорщика – Будкевич.16 Из книги Н.Е.Какурина в фильм перешел эпизод со штурмом форта Красная горка кораблями Балтийской эскадры, объявленный критикой не достоверным. Описание восстания на форте Красная горка, под руководством бывшего поручика Николая Никлюдова, было перенесено в фильм из другого исторического труда, изданного в 1929 году (Н.А.Корнатовский «Борьба за красный Петроград»).

Фильм «Незабываемый 1919-й», наряду с «Клятвой», до сих пор считается апофеозом культа личности и вершиной сталинского переделывания истории. Относительно места в фильме И.В.Сталина, картина просто не могла быть другой. В краткой биографии вождя, изданной в 1950 году, указывалось, что в мае 1919 года во время наступления белогвардейцев, белофиннов и эстонцев на Петроград, туда был послан И.В.Сталин. «Сталин быстро ликвидировал растерянность, беспощадно уничтожил врагов и изменников».17 Другой вопрос, почему такая ситуация в отношении Гражданской войны сложилась в советской исторической науке? Ответ очень простой. Сошедших с исторической сцены врагов народа Л.Д.Троцкого, М.Н.Тухачевского надо было кем-то заменять. После поражений первых лет Великой Отечественной войны С.М.Буденный и К.Е.Ворошилов уже не годились на роль великих стратегов Гражданской войны. Естественно было выдвижение на первый план одного из немногих оставшихся в живых руководителей коммунистической партии, участвовавших в Гражданской войне – И.В.Сталина. Характерно, что на экране И.В.Сталин вовсе не выглядел создателем Красной армии и организатором всех ее побед. Экранизировались эпизоды войны, в которых вождь принимал непосредственное участие – оборона Царицына, польский поход и защита Петрограда весной 1919 года. В том случае если образ вождя в фильме отсутствовал, вся слава побед передавалась революционным массам. Так было в фильмах «Мы из Кронштадта» и «Юденич под Петроградом».

В рекламном материале указывалось, что в фильме «верный своей присяге офицер - Александр Неклюдов, выразитель лучших традиций русской армии» противостоит своему брату «ярому врагу советской власти» и отцу – царскому генералу, «с трудом воспринимающего смысл происходящих событий и неспособного выйти за пределы привитых ему с детских лет кастовых взглядов».18 Подобное распределение ролей среди офицеров императорской армии (после войны в советской армии их уцелели единицы) было новостью в советском кино. Это был не единственный момент, отличавший ленту от предыдущих попыток отразить Гражданскую войну на экране.

Сильный контраст с довоенным кино представляли сцены показа Церкви (например, в киноленте «Подруги» действия белогвардейцев сопровождал показ икон и церковные песнопения). В «Незабываемом 1919» подруга главного героя – революционного матроса, проходя вместе с ним мимо Исаакиевского собора, замечает: «Как красиво поют, вот бы нам так всю жизнь идти». В следующей сцене шпион Декст, пренебрегая православной службой, передает деньги генералу Неклюдову. При этом специально обращается внимание на то, что Декст крестится в православном храме, как католик. Неклюдов замечает это и спрашивает: «Разве вы не православный?». «Православный, православный, русский» - утверждает шпион.

Фрагмент фильма "Незабываемый 1919-й"



Естественно, отражение революционной действительности в фильме просто не могло быть адекватным. Генерал Неклюдов ходил по городу в генеральской шинели без погон. Когда по дороге в Исаакиевский собор генерал задевал плечом революционного матроса, тот извинялся. Другие моменты более реалистичны: Неклюдовы живут в своей старой квартире с роскошной обстановкой (младший сын занимает видный пост в Красной армии – комендант форта). Ряд царских офицеров служат в советских учреждениях. Из них состоит штаб форта Красная горка, командование управлением береговой артиллерии и т.д. Подчеркивается, что принятие советской власти это патриотический выбор русского офицера. «Просто я русский человек и для меня Россия дороже всего» - отвечает Алексей на обвинения брата в большевизме.

Генерала Неклюдова заговорщики направляют представителем от России на Парижскую конференцию. Это дает возможность создателям фильма показать разложение русской эмиграции. Одна из первых парижских сцен происходит в ресторане. К Неклюдову подходит официант и представляется, это бывший офицер полка Неклюдова. На сообщение официанта о том, что в ресторане есть русский квас, генерал в восторге восклицает: «Жива еще Россия». У эмигрантов осталась единственная надежда на то, что генерал А.П.Родзянко захватит Петроград. В ресторане выступают члены зарубежного русского правительства князь Львов и Савинков, а затем все собравшиеся поют «Боже царя храни». Этим подчеркиваются реставрационные надежды эмиграции.

В фильме отмечается, что за спиной русских белогвардейцев стоит помощь иностранных капиталистов. Главный их представитель – шпион Декст (англичанин). Он находится везде, где зреют заговоры контрреволюции. Это умный и опасный враг. Он вербует в Петрограде свою агентуру, организовывает военных, лично руководит разрушением кораблей в Кронштадте и подрывом форта Красная горка. Генерал Неклюдов не может шага ступить без помощи шпиона, даже текст своей речи на конференции он получает от Декста и заучивает наизусть. Очень реалистично воссозданы образы Лой-Джорджа и У.Черчеля, призывающих к интервенции в Россию. В финале фильма показывают атаку английских торпедоносцев на советские корабли, интервенты получают сокрушительный отпор.

Лагерь тайных врагов советской власти в фильме представлен очень широко (сохранены реальные имена заговорщиков – Буткевич, Неклюдов, Куприянов). Внедренная в Смольный, Софья Буткевич сотрудничает с иностранной разведкой с 1914 года. За свои сведения она получает щедрую награду, ее квартира служит местом собрания контрреволюционеров и шпионов. Муж Буткевич - командующий береговой артиллерией, он отдает приказ открыть огонь по мирным деревням, чтобы дискредитировать советскую власть. После разоблачения сразу сдается и выдает планы заговорщиков. На фронте другая группа вредителей – комиссар фронта, член Реввоенсовета фронта, они пытаются развалить оборону Петрограда. За всем этим стоят Л.Д.Троцкий и Г.Е.Зиновьев, отдавшие приказ о затоплении Балтийского флота (связи Троцкого и Зиновьева со шпионами и контрреволюционерами не раскрываются).

Бывшие царские офицеры показаны в фильме по-разному. В комическом виде представлены генерал Неклюдов, начальник артиллерии Буткевич, офицер форта Куприян (это недалекие люди и неопасные враги, их использует шпион Декст). К принципиальным противникам советской власти принадлежит Николай Неклюдов, он обманут и в финале понимает свою ошибку. Его старший брат Алексей симпатизирует советской власти, он патриот. Узнав об измене своего брата, Алексей бьет его по лицу и погибает, спасая комиссара. В соответствующих фрагментах отмечается, что большая часть заговорщиков лица иностранного происхождения. Барон Остен Саккен получает приказ занять вокзалы и взорвать мосты, отрезав Петербург от Москвы, барон Питенгоф готовится захватить ЧК. В компанию по борьбе с космополитизмом вполне вписывается семья вредителей Буткевич.

В последний год жизни И.В.Сталина режиссером М.Калатозишвили была завершена работа над фильмом «Вихри враждебные», посвященным биографии Ф.Э.Дзержинского. Лента смогла выйти на экраны лишь в 1956 году, эпизоды с И.В.Сталиным из фильма были удалены. По мнению К.М.Исаевой, лента была снята в худших традициях советского кино. Лживо показывалось подавление мятежа эсеров, они сдаются и арестовывают своих руководителей под влиянием агитации Ф.Э.Дзержинского.19 Несмотря на то, что действие фильма охватывает весь период Гражданской войны, образ белогвардейца запечатлен лишь отдельными штрихами. Офицер-заговорщик Шредер был показан уже в первые минуты фильма. Он служил связующим звеном между иностранными послами и контрреволюционными организациями. Штаб эсеров во время восстания в Москве представлен как банда уголовников, позднее так изображали анархистов. В роли врага выступал чекист-эсер, пытавшийся скрыть от Ф.Э.Дзержинского сведения о заговоре контрреволюционеров. В ленте демонстрировалась сталинская концепция Гражданской войны, согласно которой против советской власти выступали единым фронтом послы иностранных держав, эсеры, кадеты и белогвардейцы.

Фрагмент фильма "Вихри враждебные"


Вершиной фальсификации истории в фильме являлся эпизод с мятежом левых эсеров (6-8 июля 1918 года). Штаб восстания располагался в особом отряде при ВЧК под командованием Д.И.Попова в Трехсвятительском переулке. Туда после убийства немецкого посла прибыл Я.Г.Блюмкин, там же собрался ЦК левых эсеров. Получив сведения о месте, где скрывался Я.Г.Блюмкин, Ф.Э.Дзержинский (вместе с Трепаловым, Беленьким и Хрусталевым) выехал в отряд Д.И.Попова. Вскоре по приезду руководитель ВЧК и его спутники были арестованы эсерами. Позднее был так же арестован заместитель Ф.Э.Дзержинского М.И.Лацис. Когда большевики начали артиллерийский обстрел казарм отряда Д.И.Попова, снаряды попадали и в помещение, где содержались арестованные и их перевели в автомобильную мастерскую. Освобожден Ф.Э.Дзержинский был лишь после занятия большевиками казарм.20

В ленте особый отряд ВЧК был представлен скопищем разложившихся элементов и анархистов. Солдаты, сидевшие во дворе, пели песню «Цыпленок жаренный». Ф.Э.Дзержинского арестовывали сразу по приходу в отряд (в действительности он был арестован после того, как попытался увести с собой двух членов ЦК левых эсеров Прошьяна и Карелина). По фильму к арестованному Ф.Э.Дзержинскому вышел член ЦК левых эсеров Комков, действительный руководитель белогвардеец Шредер скрылся в штабе. Комков заявил Ф.Э.Дзержинскому: «Вы в наших руках, Брестский мир сорван, вас с Лениным мы передадим союзникам». На что председатель ВЧК ответил: «Предатель, дайте мне ваш револьвер, я выпущу пулю вам в голову». После этого Ф.Э.Дзержинский обратился с речью к солдатам и матросам. Восставшие раскаялись и арестовали своих предводителей-эсеров. Позднее, на допросе, эсеры Комков и Спиридонова признались, что это по их приказу были убиты Володарский и Урицкий, а руководил ими посол Локкарт. Послы Италии, Франции и Японии покаялись в том, что организовали восстание эсеров. Для уже начавшейся Холодной войны было очень симптоматично, то, что сам Локкарт сознался в том, что им руководил посол США.

В заключение фильма Ф.Э.Дзержинский боролся с вредительством. «Кто говорит вам о возврате к капитализму? Зиновьев и Пятаков» - заявлял Ф.Э.Дзержинский коммунистам. Вредителей на местах возглавляет все тот же белогвардеец Шредер. «Пора Дзержинского валить, чем больше дезорганизации, тем лучше» - инструктировал он своих соратников. Ближайшим помощником Шредера являлся старый соратник Л.Д.Троцкого Пашков. Вредители делали ставку на введение НЭПа в СССР и готовились передать важнейшие отрасли народного хозяйства зарубежным концессиям. В конце фильма на пути Шредера встала комсомольская активистка Иволгина. Вредители решают опорочить комсомолку, а затем сменить и все местное партийное руководство. Ф.Э.Дзержинский вновь разоблачает заговор и арестовывает Шредера (однако, Иволгину вредители успевают убить).

Сценарий фильма, очень актуальный для 30-х годов, в 50-х выглядел уже анахронизмом. Оппозиция давно была разгромлена, а все вредители уничтожены. Советский народ только что выиграл самую кровопролитную из мировых войн. История Октябрьской революции и Гражданской войны была окончательно закреплена в Кратком курсе истории КПСС. На этом фоне очень двойственно смотрелось восстание в Особом отряде при ВЧК (пускай и пополненном анархически настроенными черноморскими матросами). Думается, что И.В.Сталин был очень невысокого мнения об эсерах Спиридоновой и Комкове, но, все же, он не мог их считать разнузданными анархистами, какими они были представлены в фильме. Еще более важным было то, что сам образ Ф.Э.Дзержинского терялся среди масштабных исторических событий. При этом второстепенные роли положительных героев, соратников Ф.Э.Дзержинского, были совершенно не развиты в ленте. Над ними доминировали враги – Локкарт и Шредер. Все это, по-видимому, и стало основанием к задержке выпуска ленты на экраны.

Итоги разработки сталинским кинематографом темы Гражданской войны были следующие. С 1933 по 1953 годы было снято 57 фильмов на материале Гражданской войны. Эти цифры существенно уступали количеству фильмов о Гражданской войне вышедших на экраны в эпоху немого кино (101 фильм). При этом до 1943 года (начала периода «малокартинья») общий вес фильмов о Гражданской войне составлял 13 % от общего проката (в эпоху немого кино лишь 11%). С 1943 года тему Гражданской войны вытесняет Отечественная война.

Общее количество выпущенных по годам картин и число картин про Гражданскую войну. Первое число - данные журнала "Искусство кино", число в скобках - аннотированный художественный каталог «Советские художественные фильмы», третье число - картины про ГВ.

1933 – 13 (20) - 4
1934 – 27 (27) - 7
1935 – 32 (21) - 4
1936 – 49 (49) - 4
1937 - 39 (45) - 6
1938 – 43 (41) - 11
1939 – 56 (52)21- 10
1940 – 45 -       3
1941 – 63 -       1
1942 – 32 -       5
1943 – 22
1944 – 24
1945 – 18
1946 – 22
1947 – 22
1948 – 16 -       2
1949 – 17
1950 – 11
1951 – 8
1952 – 13
1953 – 4322

(Причины, по которым не совпадают статистические сведение журнала «Искусство кино» 1940 года и аннотированного каталога «Советские художественные фильмы» не ясны, но разночтения не принципиальны для рассматриваемого вопроса).

В сталинский период советского игрового кино были заложены основы освещения образа врага на экране. В 30-х годах белое движение еще продолжало существовать в Европе и Китае. Эта тема была злободневна и важна в плане идеологии. Лишь на рубеже 40-х годов образ врага-белогвардейца из фильмов начал вытеснять поляк, немец, японец, вредитель. Советская власть не стремилась к реабилитации или тем более популяризации своих врагов. В первое десятилетие советского игрового кино белогвардейцы показывались на экране беспомощными, жалкими, смешными. Но общие условия жанра диктовали иное изображение образа врага. Чтобы усилить образ главного героя – большевика, придать накал борьбе и зрелищность, действия персонажей враждебной стороны так же необходимо было тщательно проработать. По этой причине стала разрабатываться и тема белогвардейцев, так как до конца 30-х годов они выступали в роли врагов в подавляющем большинстве игровых фильмов.

В этот период появляется деление экранных персонажей на «врагов» и «противников». «Враг» должен был иметь на экране отрицательные, отталкивающие черты, служить пропаганде. «Противник» вводился в фильм для того, чтобы создать борьбу и подчеркнуть достоинства главного героя. Образ «противника» не нуждался в глубокой проработке, но и не подвергался излишнему идеологическому контролю. Полоса репрессий конца 30-х годов привела к тому, что в роли врага стали выступать вредители и социалисты. Белогвардейцы начали все чаще играть роль противника, причем, по уже заложенной традиции, делалась тщательная проработка их образов.
Важнейшим достижением послевоенного кино сталинской эпохи стал историзм. На экраны вышел целый ряд фильмов посвященных выдающимся персоналиям российской истории: военачальникам, ученым, деятелям культуры. В этот ряд вписывались и историко-революционные лены, в центре которых находились образы В.И.Ленина, Ф.Э.Дзержинского и самого И.В.Сталина. Положительным героям в лентах противостояли и вполне реальные враги: генерал А.П.Родзянко, командующий артиллерией Буткевич, эсер Блюмкин, английский посол Локкарт. Это не был безличный враг, характеры отрицательных персонажей были проработаны.

---
Все статьи Ю. Кондакова про Гражданскую войну в кинематографе 1918-19563 годов:

1. Отображение Гражданской войны в советском кинематографе 1918-1932 годов

2. Отображение Гражданской войны в советском кинематографе 1930-40-х годов

3. Гражданская война в советском кинематографе. Период малокартинья (1943-1953 гг.)



1 Исаева К.М. История советского киноискусства в послевоенное десятилетие. Учебное пособие. М., 1992. С. 4.
2 Громов Е. Сталин: власть и искусство. М., 1998. С. 373.
3 Там же. С. 380-81.
4 Исаева К.М. История советского киноискусства в послевоенное десятилетие. Учебное пособие. М., 1992. С. 5.
5 Громов Е. Сталин: власть и искусство. М., 1998. С. 416-417.
6 Марьямов Г.Б. Кремлевский цензор. Сталин смотрит кино. М., 1992. С. 96-97.
7 Будяк Л.М. Советский историко-биографический фильм. М., 1978. С. 13.
8 Исаева К.М. История советского киноискусства в послевоенное десятилетие. Учебное пособие. М., 1992. С. 37.
9 Там же. С. 23.
10 Громов Е. Сталин: власть и искусство. М., 1998. С. 414
11 Власов М.П. Советский исторический и историко-революционный фильм. М., 1962, Исаева К.М. История советского киноискусства в послевоенное десятилетие. Учебное пособие. М., 1992. С. 43.
12 Незабываемый 1919 год. Госкиноиздат. 1952. С. 6.
13 Родзянко А.П. Воспоминания о Северо-Западной армии// Белая борьба на Северо-Западе России. М., 2003. С. 228.
14 Пилкин В.К. В Белой борьбе на Северо-Западе. Дневник 1918-1920. М., 2005. С. 131.
15 Там же. С. 128.
16 Какурин Н.Е. Как сражалась революция. Т. 2. М., 1990. С. 196-197.
17 Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография. М., 1950. С. 75
18 Незабываемый 1919 год. Госкиноиздат. 1952. С. 10.
19 Исаева К.М. История советского киноискусства в послевоенное десятилетие. Учебное пособие. М., 1992. С. 43.
20 Красная книга ВЧК. М., 1989. Т. 1. С. 264.
21 Советское кино в цифрах// Искусство кино. 1940. № 1-2. С. 82.
22 Советские художественные фильмы (1930-1957). Аннотированный каталог. М., 1961. Т. 2.


Просмотров: 18153



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X