Заметки в газете "Советское искусство" от 4 января 1938 г.

Предлагаем вашему вниманию три заметки из газеты "Советское искусство" от 4 января 1938 г., посвящённые фильму "Пиковая дама", опере "Броненосец Потёмкин" и Русскому музею.

Звуковой фильм «Пиковая дама»



Замечательная пушкинская повесть «Пиковая дама» инсценирована для кино. В начале 1938 г. я совместно с режиссером Пенцлиным приступлю к работе над звуковым фильмом «Пиковая дама» (по Пушкину). Мы же являемся и авторами сценария.

В сценарии фильма мы строго придерживаемся пушкинского текста, хронологически расположили действие и фактически кинематографизировали весь текст. В сценарий легли полностью целые куски пушкинской повести. Мы только развили заключительную часть повести — эпилог. У Пушкина в эпилоге повести упоминается, что Елизавета Ивановна вышла замуж за сына управителя, Герман проводит остаток своей жизни в сумасшедшем доме.

Каждая новая сцена, которую мы вводим в сценарий, имеет соответствующее обоснование в пушкинском тексте. Мы пользуемся в сценарии преимущественно пушкинским диалогом. Часть действия сценария идет под музыку. Вот здесь и возникает музыка Чайковского к опере "Пиковая дама", которую мы широко используем в фильме. Здесь перед нами стоит задача, не сокращая и не искажая замечательной музыки Чайковского, так ее использовать, чтобы она была теснейшим образом связана с действием фильма и синхронна по ритму. Здесь мы также проводим тщательную работу. В нашем распоряжении имеется записанная Радиоцентром опера «Пиковая дама», которой дирижировал С. А. Самосуд. Кроме того, у нас имеются все фонограммы произведений Чайковского. Мы перепишем музыку Чайковского на пленку, затем будем репетировать, снимать отдельные сцены фильма под эту музыку. Композитор Крюков подготовит соответствующее музыкальное оформление фильма «Пиковая дама», используя музыку Чайковского.

В звуковом фильме «Пиковая дама» будут сохранены все действующие лица, фигурирующие в пушкинской повести. Герман — молодой человек XIX века, охваченный одной идеей обогащения, он ищет путь к славе и к деньгам, которые должны удовлетворить его честолюбие, которые стали движущей силой тогдашнего общества. В фильме будут введены новые действующие лица, на которых только ссылается Пушкин в своей повести: управитель, сын управителя и несколько развиты образы Нарумова, Сурина, горничной Маши. Во время работы над сценарием фильма мы провели ряд критических исследований пушкинских материалов и получили нужные консультации у пушкинистов.

Звуковой фильм «Пиковая дама» будет закончен летом 1938 года. Фильм будет снимать звукооператор Б. Волчек. Закончив постановку этого фильма, я приступлю к работе над новым большим звуковым фильмом о Ленине.

МИХАИЛ РОММ



НОВАЯ СОВЕТСКАЯ ОПЕРА. "Броненосец Потемкин" в Большом театре



С необычайным волнением я стану завтра вечером за дирижерский пульт. Раздадутся первые звуки хорового пролога к опере «Броненосец Потемкин». Поднимется пышный занавес, и на сцене перед зрительным залом предстанет палуба революционного корабля.

«Броненосец Потемкин» занимает совершенно особое место в советской оперной литературе. Мм присутствуем при рождении нового жанра, жанра советской монументальной героической оперы.

Возьмем оюжет, героические события революции 1906 года, этой генеральной репетиции победоносного Октября, еще совершенно не освещены в нашем театральном искусстве. Пионером в разработке этой исторической темы является советский оперный театр.

В «Броненосце Потемкине» главным действующим лицом является вся матросская масса.

Вместе о народом, воплощая Wo пафос, ere действенность, его глубокий разум, выступают в «Броненосце Потемкине» исторические лица — матрооы Матюшенко, Вакулинчук, Матюшенко — первый блестящий оратор, умеющий в своих зажигательных речах выражать мысли и чувства всех матросов броненосца. Вакулинчук — трибун, который горение революционной страсти умеет ввести в рамки революционной организованности. Он удерживает матросов «Потемкина» от неоднократных преждевременных выступлений.

— Еще время не наступило!

А когда наступает подходящий момент, Вакулинчук возглавляет революционное выступление восставших матросов, придавая ему дисциплинированность и революционную напористость.

Качура — представитель рядовой матросской массы. Это «душа-парень», простой, доверчивый, бесхитростный, обманутый предателем Алексеевым. Он гибнет жертвой своей политической близорукости.

Груня, жена Вакулинчука, — героическая фигура русской женщины. Она не склоняется в безмолвной скорби, когда увнает 9 гибели мужа. Она поет, обращаясь к своему будущему сыну, песню о предстоящей борьбе, о светлом будущем:

Скажу я сыну: вырастай веселый,
Иди Вперед отцовскою дорогой.
Чтоб тобой товарищи гордились,
Как ныне Гришенькой моим гордятся...

В музыке Чишко нас пленяют искренность, теплота, задушевность, прекрасное использование народного украинского фольклора. Мощные хоровые звучания придают опере монументальный характер. Народность музыки «Броненосца» сближает его с лучшим созданием русской оперной классики, в частности с «Борисом Годуновым» и «Хованщиной» Мусоргского. С другой стороны, склонность к симфоническому развертыванию отдельных эпизодов еперы идет от Чайковского.

«Тихий Дон», «Поднятая целина», «Броненосец Потемкин» — эти оперы справедливо расцениваются кaк крупнейшие достижения советского музыкального искусства. Их сюжеты, высокий идейный уровень, музыкально-драматические достоинства свидетельствуют о том, что наша опера уверенно вступила на верный путь, который ведет к созданию подлинной советской оперной классики в соответствии с указаниями товарища Сталина. В частности, «Броненосец Потемкин», над которым я в последние месяцы с увлечением работал (мы подготовили оперу в 2.5 месяца), победно утверждает на нашей сцене жанр героической оперы. Можно быть совершенно уверенным, что в ближайшие годы мы будем иметь в репертуаре советских театров целый ряд опер героического жанра, в которых найдут свое воплощение славные страницы истории революционной борьбы и героические люди иашей советской действительности.

Образ нового советского человека ожидает еще своего полноценного художественного воплощения на оперной сцене.

На оперной сцене должно быть воплощено не только наше великое прошлое, но к наше солнечное «сегодня» и даже наше лучезарное «завтра».

Советской музыкальной драматургии предстоит еще воссоздать образы величайших наших современников — Ленина, Сталина и верных их учеников и соратников.

Задачи поистине грандиозные! Осуществление их потребует от наших композиторов больших творческих усилий и напряжений. В дальнейшем мы не должны и не можем снисходительно относиться к недочетам, которые, естественно, имеют место в сегодняшних операх наших композиторов.

Мы ждем от советских композиторов произведений такого идейного и художественно-музыкального уровня, который позволит именовать эти произведения классическими без всяких оговорок.

А. Ш. МЕЛИК-ПАШАЕВ, заслуженный деятель искусств



НАВЕСТИ ПОРЯДОК В РУССКОМ МУЗЕЕ



Государственный Русский музей в Ленинграде по количеству экспонатов один из величайших в Европе. Призванный, наравне с Третьяковской галереей, показать историю развития русского изобразительного искусства от древнейших времен до наших дней, музей этот плохо выполняет свои функции.

Научная деятельность музея ничтожна, массовая работа поставлена плохо, отдел советского искусства в музее отсутствует. В последнее время Русский музей привлекал посетителей главным образом выставками — Репина, Сурикова, которые, как известно, были организованы в Москве и оттуда прибыли в Ленинград.

Последние три года музей возглавлял А. Г. Сафронов, приказом Всесоюзного комитета искусств снятый с работы. Сафронов окружил себя группой малоквалифицированных, а частью подозрительных лиц, которые и развалили работу.

Музей занимает Михайловский дворец — одно из самых красивых и больших зданий Ленинграда. В его залах и в запаснике сосредоточено около 150 тысяч экспонатов.

Произведения крупнейших художников-реалистов прошлого века (Перов, Крамской, Ге, Репин и др.) расположены в тесном и темном помещении. В фондах музея много ценнейших картин, которые до сих пор еще не выставлялись. В музее не велось лекционной работы, нет ни одного штатного экскурсовода (в Третьяковской галерее их имеется 26). Посетители предоставлены попечению случайных экскурсоводов, не имеющих специальной методической подготовки.

Впрочем, и посетителей становится год от года меньше. В 1933 г. их было 165 тыс., в прошлом году — 153 тыс., а в 1937 г. — 108 тыс. Таковы цифры, имеющиеся в дирекции. Ежедневно в Русском музее бывает в среднем всего 300 посетителей, рассеянных по бесчисленным огромным залам. Осмотрев часть экспонатов, посетитель должен пропутешествовать полкилометра вокруг здания и купить у другого подъезда еще один билет. Между тем, не составит особого труда связать в одно целое музейные помещения и улучшить обслуживание посетителей.

Работа издательства при музее находится на чрезвычайно низком уровне. За последние годы не выпущено ни одной популярной брошюры о великих мастерах искусства, нет и научных монографий. Выпускавшиеся музеем репродукции издавались небрежно; бывали случаи, когда не указывался даже автор произведения.

Разумеется, все эти безобразия не были случайными. Бывшее руководство изоуправления Всесоюзного комитета по делам искусств благосклонно взирало на эту «деятельность» музея, которым руководил Сафронов.

Положение Русского музея и сейчас остается крайне тяжелым, он не имеет постоянного руководителя, управляется «вридами». В музее нет научных сотрудников. Немногочисленная партийная организация музея, в составе которой нет ни одного искусствоведа, не в состоянии помочь перестроить всю работу музея. Между тем, медлить с перестройкой работы нельзя. Жизнь не ждет.

МИХ. НЕЙМАН
Ленинград. (От нашего корреспондента).


На днях изоуправление ВКИ организовало бригаду специалистов, которая приступила к обследованию Русского музея, ей же поручено и разработать план реэкспозиции всего музейного материала.

О результатах обследованиями мероприятиях ВКИ по улучшению работы музея будет сообщено в "Советском искусстве".


Просмотров: 6606

Источник: газета "Советское искусство", 4 января 1938 г.



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X