Павильон СССР на Всемирной выставке в 1939 г. в Нью-Йорке

20 апреля 1939 г. в Нью-Йорке открылась всемирная выставка. первый же день ее посетили 200 тысяч человек. Участвовал в этой выставке и Советский Союз. Павильон СССР на Всемирной выставке в Ньй-Йорке в 1939 году не уступал в "монументализме" своему парижскому предшественнику.

Это было здание из розового мрамора в виде полукруга с подобием античного амфитеатра в центре. Перед павильном, как и в Париже, на постаменте стоял нержавеющий стальной рабочий, но уже без колхозницы и со звездой вместо молота в руке. По бокам от фигуры посетителей встречали барельефы "вождей" - Ленина и Сталина. Их же фигуры в полный рост находились в первом зале.
Но, пожалуй, главной достопримечательностью советского павильона была роскошная карта необъятной советской родины, выполненная из самых настоящих самоцветов. Картой успели похвастаться еще в 1937 году в Париже, но за два года ее увеличили, перевели на английский язык и указали маршрут экспедиции Папанина.
С ролью "поразителей воображения" отлично справились и макеты, самый масштабный из которых - макет так и не воплощенного в жизнь гигантского Дворца Советов. В этом же зале, где стоял уменьшенный вариант Дворца, посетители могли попасть на станцию московского метро "Маяковская". Станция была выполнена в натуральную величину и ничем не отличался от оригинала. Неудивительно, что именно она получила первую премию выставки.

Ниже мы предлагаем вам ознакомиться с фотографиями советского павильона этой выставки. Фото и комментарии к ним взяты из поста ЖЖ-юзера thayis в сообществе ru_sovarch.

Общая панорама выставки
Общая панорама выставки

Символами ярмарки, проходившей под девизом "Мир будущего", стали Трилон и Перисфера - 210-метровый трехгранный обелиск и шар диаметром 56 метров. Они были соединены самым длинным в мире эскалатором, а внутри шара разместилась диорама под названием "Демократия", которая знакомила посетителей с лучезарным, комфортабельным и демократичным будущим.

В конкурсе проектов для советского павильона победил Б.Иофан, в дальнейшем в проектирование принимал также участие К.Алабян.
В конкурсе проектов для советского павильона победил Б.Иофан, в дальнейшем в проектирование принимал также участие К.Алабян.

Павильон представлял собой монументальное здание, выполненное из мрамора в форме полукруга с открытым пространством амфитеатра античного типа в центре. Посетитель, пройдя демонстрационные помещения, попадал в амфитеатр, где мог отдохнуть, посмотреть документальные фильмы о Стране Советов, послушать музыку. Перед ним был воздвигнут обелиск, увенчанный статуей рабочего с рубиновой звездой в поднятой руке.

Статую изнержавеющей стали создал скульптор В.Андреев.
Статую из нержавеющей стали создал скульптор В.Андреев.



Кремер В.В. Павильон СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году.
Кремер В.В. Павильон СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году.

Одна из основных оформительских особенностей нашего павильона на выставке 1939 года в Нью-Йорке — включение в экспозицию большого количества диорам. Они стали ведущим средством выразительности, так как никакие другие способы изображения не создавали такого впечатления реальности, сходства с действительностью.

Карта Советского Союза
Еще одним примечательным экспонатом была громадная карта Советского Союза, выполненная из самоцветов. Она экспонировалась и на предыдущей Выставке в 1937 году, но здесь ее увеличили (добавили около 1000 различных объектов), перевели на английский язык и показали маршрут экспедиции Папанина.

В экспозиции павильона было много макетов. Самым главным был макет Дворца Советов (его облицовка была выполнена из кварца). В разрезе были показаны роскошные интерьеры, подсвеченные специальными ртутными лампами.
В экспозиции павильона было много макетов. Самым главным был макет Дворца Советов (его облицовка была выполнена из кварца). В разрезе были показаны роскошные интерьеры, подсвеченные специальными ртутными лампами.

За макетом Дворца Советов располагалось панно "Новая Москва" ("Физкультурный парад в Москве"), выполненное художниками под руководством Ю.Пименова. Екатерина Зернова, один из авторов панно, вспоминает: "Принимать панно пришла правительственная комиссия, в составе которой были и архитекторы. Комиссия нашла, что люди на панно не вызывают возражений, но архитектура не та. Ее надо писать заново и строить, исходя из других принципов. Не в том дело, как она написана, — она написана красиво, — а в том дело, что именно изображено, какие дома нарисованы, какого размера и характера. Город будущего должен выглядеть по-другому. А какой архитектуре принадлежит будущее — на этот счет были разные мнения. Четких указаний мы не получили, хотя большинство архитекторов высказывались в пользу классики. Пришлось закрывать белилами очень большие площади и возводить заново колонны и высотные дома, а главное — строить архитектуру, которую еще никто не видел…» Дело кончилось тем, что художники написали архитектурный фон, едва различимый в туманной дымке."

Механизированный макет строящегося Куйбышевского гидроузла
Механизированный макет строящегося Куйбышевского гидроузла

Макет нового здания театра Красной Армии  в Москве
Макет нового здания театра Красной Армии в Москве

Все макеты (Куйбышевского гидроузла, Магнитогорского металлургического комбината, театра Красной армии и др.) были выполнены очень тщательно.



В том же зале, где был макет Дворца Советов, посетители могли попасть на станцию метрополитена. По задумке Душкина, один отсек станции "Маяковская" был выполнен в натуральную величину и из тех же материалов и помещен между зеркальными стенами для создания эффекта присутствия. "Маяковская" получила первую премию.

Рядом с главным павильоном располагался другой, посвященный Арктике. Перед его входом стоял самолет, на котором Чкалов, Байдуков и Беляков совершили перелет в США через Северный полюс. Внутри были макет ледокола "И.Сталин" и подлинная палатка Папанина, побывавшая на Северном полюсе.

Нью-йоркский павильон был целиком перевезен в Москву для монтажа на месте главного входа в Центральный парк культуры и отдыха им. М.Горького, и только Отечественная война помешала завершить его сооружение.

Обложка Науки и жизни N6, 1939 (на картинке, кстати, перепутаны рельефы Сталина и Ленина на пилонах павильона)
Обложка "Науки и жизни" N6, 1939 (на картинке, кстати, перепутаны рельефы Сталина и Ленина на пилонах павильона)

значок, выпущенный к выставке.
значок, выпущенный к выставке.

Вариация на тему павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 г. со скульптурой Рабочего В.Андреева стала праздничным оформлением Пушкинской площади к 7 ноября 1940 г.
Вариация на тему павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 г. со скульптурой "Рабочего" В.Андреева стала праздничным оформлением Пушкинской площади к 7 ноября 1940 г.


Просмотров: 12193

Источник: http://ru-sovarch.livejournal.com/567626.html



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X