Монголо-татарский поход на Киев в 1240-м году

Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги Вадима Каргалова "Монголо-татарское нашествие на Русь. XIII век", посвящённый монголо-татарскому походу на Киев в 1240-м году.

---
Первой и главной целью монголо-татарского похода на запад осенью 1240 года был Киев, столица Южной Руси, «мать городов русских», как называл его народ. О богатствах этого великого города складывались легенды, золоченые купола многочисленных киевских соборов и церквей привлекали к себе жадные глаза кочевых завоевателей. Кроме того, Киев был сильной крепостью, без разрушения которой дальнейший поход на запад становился невозможным.

Однако монголо-татары не пошли прямо на Киев. Форсировать полноводный Днепр в непосредственной близости от укреплений столицы было делом рискованным. Батый переправился через Днепр южнее города, там, где в поросских землях находились поселения «черных клобуков».

«Черные клобуки» (так называли кочевников, перешедших на службу к киевским князьям) прикрывали Киевскую Землю со стороны степей. Об их укрепленные поселения не раз разбивались волны половецких набегов. И на этот раз отряды «черных клобуков» и русские гарнизоны замков-крепостей по реке Роси первыми встретили завоевателей.

Источники почти не сохранили сведений о сражениях на укрепленных линиях Киевской земли, которые были построены вдоль реки Роси для защиты от кочевников еще в древности. Персидский историк Рашид-ад-дин отмечает кратко, что осенью 1240 года «Бату с братьями, Бури и Бучек, направились походом в страну русских и черных шапок [«черных клобуков»]». Только безмолвные развалины поросских городов-крепостей, погребенные под слоем пепла, свидетельствуют о проходивших здесь ожесточенных сражениях. Самые яркие памятники тех драматических событий — городища на Княжьей горе и на горе Девиц. Археологические раскопки на этих городищах дают возможность в какой-то степени воссоздать картины героической борьбы защитников Киевской земли с монголо-татарскими завоевателями, дополняя скупые записи летописцев.

Археологические раскопки феодального города-крепости на Княжьей горе, близ устья реки Роси, которые проводились еще с конца прошлого столетия, неопровержимо свидетельствуют об упорных боях. Между тесно построенными жилищами, под обгорелыми развалинами обнаружены на небольшой глубине черепа и скелеты павших защитников крепости. Многочисленные находки оружия свидетельствуют об осаде городка: одних наконечников стрел археологами обнаружено около 200! Богатые клады, закопанные жителями городка при приближении неприятеля, так и остались в земле. Видимо, их владельцы погибли, унеся в могилу свои секреты. Всего на Княжьей горе было найдено более десяти кладов, причем они лежали на небольшой глубине (что говорит о поспешности закапывания). Многие вещи носили следы пожара. Один из кладов был обнаружен у основания столба сгоревшего жилища, среди черепков глиняного сосуда, другой — в глинобитной печи. Гибель городка была настолько неожиданной и быстрой, что жители бросили в жилищах все свое имущество, начиная от лемехов плугов и утвари и кончая драгоценностями.

Важно, что археологи сумели точно установить время военной катастрофы, уничтожившей городок-крепость на Княжьей горе. В слое пожарища были найдены византийская монета XIII века и вислая печать митрополита Кирилла Грека, который жил в Киевской земле незадолго до нашествия полчищ Батыя.

Не менее яркую картину осады и гибели городка-крепости дают археологические раскопки на горе Девице (Нижняя Рось). Здесь также были обнаружены многочисленные остатки оружия (наконечники копий и стрел, мечи, сабли), костяки павших в битве воинов, обгоревшие деревянные укрепления. Очень показателен факт, что около половины наконечников стрел городища на горе Девице были ромбовидные, татарские, причем большая часть их найдена на внутренней стенке рва, куда они попали от осаждавших городок врагов. Под развалинами сгоревших жилищ было обнаружено множество ценных вещей, брошенных при поспешном бегстве, украшения из золота и серебра, ремесленные изделия из железа, бронзы, кости. Здесь так же, как и на Княжьей горе, зарытые клады не были изъяты владельцами, погибшими от татарских сабель.

Отряды «черных клобуков» и немногочисленные русские гарнизоны не сумели сдержать бешеный натиск завоевателей. Укрепленная линия на Нижней Роси, неоднократно отбивавшая набеги половцев, была прорвана монголо-татарами. Защитники городков-крепостей, расположенных по среднему течению реки, отступили. Археологические раскопки городищ в этом районе дают совершенно иную картину, чем на Княжьей горе или горе Девице: находки погибших людей редки, все ценное имущество было заблаговременно вывезено.

Преодолев Рось, монголо-татарские полчища двинулись по правому берегу реки Днепра на север, к Киеву. Феодальные замки и крестьянские поселения, встречавшиеся им на пути, безжалостно уничтожались. Советский археолог В. И. Довженок, проводивший исследования в бассейнах рек Роси и Россавы, обнаружил 23 домонгольских городища и селища. Все они уничтожены монголо-татарскими завоевателями и больше не восстанавливались.

Один за другим гибли замки-крепости, прикрывавшие столицу: Витичев, Василев, Белгород. В ноябре передовые отряды Батыя подошли к стенам Киева.

Древняя столица Руси, расположенная на высоких холмах над Днепром, была сильно укреплена. Мощный оборонительный пояс вокруг Киева создавался в течение нескольких веков, достраивался и совершенствовался. С востока, юга и запада Киев прикрывали валы «Ярославова города», которые достигали высоты 12 метров. Общая протяженность валов «Ярославова города» превышала три с половиной километра. По словам советского историка М.К. Каргера, автора большого монографического исследования по истории древнего Киева, «валы Ярославова города по своей мощи не имели равных в истории древнерусской фортификации». Над валами высились деревянные стены, усиленные каменными надвратными башнями.

Вторым укрепленным рубежом были валы и стены древнего «города Владимира». Наконец, внутри этого города имелись укрепления вокруг «Ярославова двора», которые тоже могли служить укрытием для обороняющихся. Каменными твердынями поднимались над улицами и перекрестками киевские соборы и церкви. Каждая из них являлась узлом обороны: крепкие стены «храмов божьих» выдерживали даже удары камнеметных машин. Недаром последний бой во время осады города разгорелся возле каменной «Десятинной церкви».

Киев, конечно, мог оказать завоевателям долгое и упорное сопротивление, если бы был заблаговременно подготовлен к обороне и снабжен сильным гарнизоном. Но этого не произошло. Как и в других областях Руси, князья не сумели организовать оборону.

Накануне нашествия Батыя, несмотря на непосредственную опасность, в Южной Руси незаметно никаких попыток князей объединить свои силы для отражения врага. Продолжались княжеские усобицы. Когда князь Михаил Всеволодович из Киева бежал «пред татары в Угры» (Венгрию), а новый киевский князь Владимир Рюрикович умер, освободившийся киевский «стол» поспешил захватить один из смоленских князей — Ростислав Мстиславич. Вскоре Ростислав Мстиславич был изгнан из Киева более сильным соперником, князем Даниилом Галицким. В городе был оставлен галицким князем свой воевода «тысяцкий Дмитр», который не имел достаточно войска. Киев фактически был предоставлен своим собственным силам. Никакой помощи от других южнорусских княжеств он не получил. Вся тяжесть обороны города легла на плечи народных масс: ремесленников, крестьян окрестных сел, торговых людей посада.

Огромное монголо-татарское войско окружило Киев со всех сторон. По словам южнорусского летописца, Батый окружил Киев таким «множеством силы своей», что не слышно было человеческого голоса от скрипения телег, рева верблюдов и ржания коней.

Основной удар монголо-татары наносили с юга, от «Лядских ворот». Здесь были поставлены Батыем многочисленные «пороки», метавшие в стены тяжелые каменные глыбы. После длительного обстрела «пороки», непрерывно бьющие день и ночь, «выбили стены».

Под напором превосходящих сил врага защитники города шаг за шагом отступали. После ожесточенного боя на развалинах стен монголо-татары захватили вал «Ярославова города». Однако они были настолько ослаблены упорным сопротивлением киевлян, что не сумели сразу развить успех и ворваться на плечах отступавших защитников в глубь города. По сообщению летописца, завоеватели «сидели того дня и ночи» на внешнем валу. Защитники Киева во главе с раненным в дневной битве воеводой Дмитром отступили в «город Владимира» и укрепились на его стенах.

Наутро сражение возобновилось. Многие киевляне погибли в бою, другие изнемогали от многочисленных ран. Между тем к противнику непрерывно подходили свежие силы. Враги перевалили укрепления «города Владимира». Начался бой внутри города.

Киевляне обороняли каждый дом, каждую улицу. Только по трупам защитников древней столицы, задыхаясь в дыму пожаров, теряя множество воинов убитыми и ранеными, Завоеватели продвигались вперед. Археологические раскопки, проведенные за стеной «города Владимира» (в районе нынешней Б. Житомирской улицы), хорошо иллюстрируют этот Этап героической обороны Киева. В развалинах обгоревших жилищ, в непосредственной близости от «Батыевых ворот», археологи обнаружили лежавшие в беспорядке костяки погибших защитников города.

Последним оплотом обороняющихся стала «Десятинная церковь». За ее крепкими каменными стенами собрались уцелевшие горожане. Из узких окошек на монголо-татар полетели стрелы. Каменная церковь, переполненная людьми, рухнула под ударами монголо-татарских «пороков».

6 декабря 1240 года, после девятидневной осады, Киев пал. Город был страшно опустошен, большинство построек погибло в огне. Завоеватели жестоко расправились с непокорными киевлянами. По сообщению летописца, «люди от мала до велика все убиены мечом». Киев надолго утратил значение крупного городского центра.
---


Просмотров: 26914

Источник: Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь. XIII век. М.: Книжный дом "Либроком", 2011. С.78-82.



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 4
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
димитрий 2015-11-12 21:38:24
это какие дети знают-то?те что по Дарвину от обезьян произошли?
Воин 2015-05-29 19:21:47
Вечная память предкам, положившим головы свои за нас!
Пётр 2012-12-13 00:58:42
Археологи как раз следы нашествия монголов в виде пожарищ и незахороненных останков людей, датируемых Батыевым нашествием, очень даже находят.
А отрицают монголо-татарское иго безграмотные невежды.
Валерий 2012-12-13 00:30:42
Сколько можно обсасывать сказку о мифическом нашествии мифических монголов.Уже даже дети знают,что никаких следов никаких монголов не обнаружили ни генетики,ни вменяемые археологи,не куча других специалистов.Но сказочники от "науки" всё там же.Секта какая то.
X