Летний сад Петербурга

Летний сад, расположенный в Петербурге, является одним из наиболее знаменитых памятников садово-паркового искусства не только в Северной столице, но и в России.

Строительство было начато мастером Иваном Матвеевичем Угрюмовым под руководством Петра Первого в 1704 году. По плану от Невы вглубь территории ведут три параллельно расположенные прямые аллеи, их пересекают перпендикулярные дорожки. Летний сад со всех сторон окружен водой. Естественной границей парка с севера и востока стали реки Нева и Фонтанка, с южной и западной — Мойка и Лебяжья канавка.
Северная часть, примыкающая к дворцу Петра носила название Первого Летнего сада. Южная часть, от канала до Мойки, в которой наряду с садовыми затеями находились хозяйственные постройки и фруктовые деревья, именовалась Вторым Летним садом, а часть южнее речки – третьим Летним садом (современный Михайловский сад и территория вокруг Михайловского замка).

Сад создавался как регулярный (архитектурный) парк с чёткой планировкой, прямыми аллеями, аккуратно подстриженными деревьями и кустарником. Для этого проводились работы по укреплению почвы. Было завезено огромное количество земли. Деревья высаживались круглый год. В его создании принимали участие видные архитекторы Ж-Б. Леблон, И.Г. Маттарнови, М. Земцов, мастера-садоводы Я. Роозен, И. Сурмин, Л. Лукьянов, И. Яковлев и другие. По замыслу Петра, парк должен был стать местом отдыха, сочетая черты городской и загородной усадьбы. Здесь на аллеях и площадках у фонтанов устраивались роскошные балы и гуляния для дворянских семей.

С первых лет существования города одной из самых важных задач, вставших перед его строителями, стало осушение болот. Без этого невозможно было сооружать здания, даже простейшие, устраивать сады и парки. Для осушения Большого луга в начале 10-х годов XVIII века прорыли два канала между Невой и маленькой речкой Мьёй, позднее названной Мойкой, - Красный, засыпанный в 80-е годы XVIII века, и Лебяжий, существующий по сей день. Они отделили луг от Летнего сада с востока и от рабочих слобод с запада, превратив в настоящий остров, так как с севера и юга его ограничивали Нева Мья, продолженная на восток до Безымянного ерика.

Конечно, узенькие каналы нельзя назвать серьёзными водными преградами, но они всё же затрудняли доступ сюда: ведь мостов не было, Пётр запрещал их строить, желая таким радикальным образом поощрить "малое" судоходство. Царь требовал, чтобы "употребляли суда точно так же, как на сухом пути кареты и коляски, а не сорные телеги" и чтобы "каждый не совсем бедный постоялец имел у берега во всякое время перевозное судно". Так что простые горожане на Большой луг и в Летний сад попадали редко. Да к тому же что им было здесь делать?

В дворцовый Летний сад их обычно не пускали, ехать отсюда было некуда, разве что на противоположный берег Невы, но такая переправа через широкую реку требовала немалых усилий, и без особой надобности на ту сторону не отправлялись. За время правления Петра I новый город на Неве приобрёл известность в Европе и стал привлекать всё больше иностранных путешественников. Они удивлялись, как много удалось сделать здесь за считанные годы. Среди мест, вызывавших особый интерес, был Летний сад с его окружением, включая Большой луг. Летний сад увековечен во многих произведениях искусства, к нему не раз обращались художники и поэты, и рассказывать о нём можно бесконечно. Сад - важнейшая часть ансамбля Марсова поля, его восточный "фасад". В XVIII веке на протяжении целых десятилетий они составляли одно художественное целое. "Летний сад был разбит на громадном пространстве, захватывая часть Царицына луга" - писал историк города В.Авсеенко, и это утверждение совпадает со многими другими описаниями старого Петербурга.

Летний сад делился каналом на две части: парадную и хозяйственную. Парадная часть примыкала к Неве, здесь при жизни Петра летом проходили ассамблеи и торжества в честь побед в Северной войне. В боковых аллеях накрывали столы, а в самой большой средней устраивали танцы. Аллеи были украшены скульптурами, которые по приказу Петра доставили в Петербург из Италии. Царь хотел, чтобы скульптуры стали не просто украшением парка, но и способствовали просвещению гостей: каждая из них олицетворяла какое-то понятие - времена года, стихии, время суток, кроме того, некоторые скульптуры изображали героев античных мифов. В Летнем саду в петровское время находилась и знаменитая скульптура Венеры, которую впоследствии стали называть Таврической, для ее охраны даже был выставлен специальный пост. Сегодня знаменитая скульптура Венеры Таврической находится в Эрмитаже.

Скультпуры Летнего сада
Скультпуры Летнего сада

В южной части парка, которая считалась хозяйственной, находились каменная галерея, скульптурная мастерская, теплицы, пруд, где разводили карпов, здесь росли фруктовые деревья, были устроены грядки с "поваренными травами". Петр называл эту часть сада царским огородом.

Летний дворец Петра I
Летний дворец Петра I

В Летнем саду находился и первый дворец русского царя. Сначала выстроили деревянный дом, а в 1712 году по проекту архитектора Доменико Трезини был возведен каменный дворец, который можно увидеть в Летнем саду и сегодня. Летний дворец Петра I выглядит очень просто и строго, его украшают лишь барельефы на фасадах, выполненные по мотивам античной мифологии и прославляющие победы России над Швецией в Северной войне. Залы дворца украшены живописью, лепкой, изразцами, декоративными росписями.

Петр пестовал Летний сад до конца жизни и в конечном счете достиг того, к чему стремился, - его парк с искусно расчерченными дорожками, стрижеными деревьями и кустарниками в форме кубов, пирамид и шаров, а также цветниками, многочисленными статуями, вазами, бюстами, фонтанами и прудами не уступал лучшим западноевропейским образцам.

Перед нами два описания Летнего сада, отделенные друг от друга десятилетием. По одному из них, относящемуся к 1711 году, Летний сад выглядел скромно: "Сад сам по себе довольно велик и хорошо разбит, но я не нашел в нем ничего особенно примечательного, за исключением нескольких мраморных статуй и бюстов, из которых в особенности хороши изображающие короля польского Иоанна Собесского и его супругу, также королеву Христину шведскую и других". Уже в это время сад располагал фонтаном, небольшим зверинцем и оранжереей.

Александр Бенуа. Петр I на прогулке в Летнем саду
Александр Бенуа. Петр I на прогулке в Летнем саду

В 1720 году сад производил иное впечатление: "Сады красивы. Я слыхал от самого царя, который сказал нам: "Если проживу три года, буду иметь сад лучше, чем в Версале у французского короля". И в самом деле, сюда привезено морем из Венеции, Италии, Англии и Голландии множество статуй, колонн; даже целая беседка из алебастра и мрамора привезена из Венеции для сада, расположенного у самой реки, между каналами. Здесь множество замечательных вещей, беседок, галерей, насосов и удивительно красивых деревьев. Со стороны реки около сада подведена каменная стена; к реке ведут галереи, где можно сесть на ботик, галеру, яхту или буер, чтобы ехать на море или гулять по каналам и большой широкой реке". Современники восторгались тремя жемчужинами Летнего сада - гротом, статуей Афродиты и Готторпским глобусом.

Грот, завершенный постройкой в 1721 году, считался образцом пышности и великолепия. Петр позаботился о том, чтобы блеск его грота затмил все, что ему доводилось видеть за границей. В конце 1716 года он отправляет указ губернаторам "для пробы раковин и камешков разноцветных всех рек, какие в каких реках явятся, с каждой губернии по пуду, привязав к ним ярлыки светлейшему князю прислать немедленно". Раковины доставляли также и из Италии и Голландии. Стены и колонны были облицованы раковинами, разноцветными камешками и толченым стеклом. На перламутровом фоне вырисовывался громадный золоченый фонтан Нептуна.

Хлопотам Петра Летний сад обязан появлению гостьи античного мира - скульптуры Афродиты, или "Венуса", как ее назвали в России, изваянной во II веке нашей эры. Скульптуру, найденную в Риме с отшибленной головой и без рук, купил Юрий Кологривов, направленный в Италию для надзора за русскими архитектурными учениками.

В марте 1719 года Кологривов доносил царю: "купил статую мраморовую Венуса старинную и найдена с месяц. Как могу хоронюся от известного охотника, и скульптор, которому вверил починить ее, не разнит ничем против Флоренской славной (статуи Венеры Медичи, находящейся во Флоренции), но еще лучше тем, что сия целая, а Флоренская изломана во многих местах". "Известным охотником", от которого "хоронился" Кологривов, был папа, наложивший запрет на вывоз из Рима античных памятников. Однако сохранить тайну приобретения царскому уполномоченному все же не удалось. Губернатор конфисковал статую, чем привел Кологривова в такое отчаяние, что он заболел. Петр получил от него письмо: "пусть я лучше умру, чем моими трудами им владеть".

Тревожные известия вынудили Петра отправить в помощь Кологривову опытного дипломата Савву Рагузинского. Тому после продолжительных переговоров удалось получить статую в обмен на мощи святой Бригитты, что находились в монастыре близ Ревеля.



Особой достопримечательностью Летнего сада были фонтаны. Некоторые из них находились в "зеленых лабиринтах", в боковых аллеях, а в центре сада устроили самый большой пятиструйный фонтан. Фонтанные водоемы отделывали мрамором, пудожским камнем, раковинами, их украшали мраморные или даже позолоченные статуи, бюсты, вазы. Воду для фонтанов с помощью специального устройства подавали из Безымянного Ерика, поэтому за этой рекой быстро закрепилось название "Фонтанная река", а потом и просто "Фонтанка". К сожалению, фонтаны в Летнем саду просуществовали только до 70 годов 18 века: катастрофическое наводнение 1777 года их уничтожило.

Сначала в парк можно было попасть только по приглашению Петра Первого, позже здесь разрешалось гулять прилично одетой публике. В 19 веке он стал местом гуляний петербургской знати. Здесь часто бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, И. А. Гончаров, П. И. Чайковский, А. А. Блок и многие другие деятели русской культуры. Парк с удовольствием посещали и влюбленные пары. Здесь устраивали смотрины купеческих невест. По обеим сторонам аллей выстраивались купчихи с дочерьми, а мимо них прохаживались молодые купчики, выбирая себе невест. Каждая мамаша старалась разодеть свое чадо.

Сооружение знаменитой ограды Летнего сада тесно связано с работами по возведению гранитных набережных Невы, начатыми в 1763 году. До устройства набережной сад подходил вплотную к реке. Грунт под существующей ныне набережной у Летнего сада насыпной. Ширина насыпного берега составляет около 50 метров. В связи с постройкой Прачечного моста и набережной потребовалось оградить сад и предусмотреть въезды в него со стороны Невы.
Первые упоминания о подготовительных работах по сооружению ограды сада относятся к 1770 году. "Ее императорское величество ... соизволила по берегу Невы реки у первого сада сделать .. железную решетку с воротами на каменном фундаменте со столбами и цоколем дикого камня" - писал И.И. Бецкой. Весной 1771 года начинаются работы по поставке "дикого "камня (так называли карельский гранит) для изготовления "железной решетки кузнечною и слесарною работою под краску с тремя воротами". Металлические звенья решетки были выкованы на тульском заводе купца Денисова.

В окончательном варианте ограда состояла из 36 столбов из гранита, 32 звеньев кованой решетки, больших ворот в центре и двух малых, справа и слева, при этом ворота устанавливали напротив аллей сада. Каждую гранитную колонну завершает ваза с букетом, строгие прямые линии решеток смягчают изящные позолоченные розетки в центре и позолоченный же орнамент вверху. Благодаря этому массивный и тяжелый гранит не кажется грубым.

Звенья решетки выкованы в Туле в 1773-1777 годах на заводе купца Денисова.
Гранитные столбы вытесаны мастеровыми из села Путилова, находившегося недалеко от Петербурга. Близ этого села были каменоломни, и его жители славились как искусные каменотесы. Вазы и урны на столбах, не предусмотренные первоначальным проектом, установлены в 1784 году.
Автором проекта ограды был, по-видимому, архитектор Ю. М. Фельтен, подписавший первую смету на ее постройку. Документально подтверждено творческое участие в работах по сооружению ограды архитектора П. Е. Егорова.

Решётка Летнего сада со стороны Невы
Решётка Летнего сада со стороны Невы

Ограда Летнего сада - один из шедевров русского классицизма XVIII века, пример того, как художественная ковка может грамотно использоваться в создании городских видов. Как справедливо писал в 1824 году ученый-минералог Д. И. Соколов, "набережные Петербурга и решетка Летнего сада могут быть причислены к чудесам мира". "Взгляните на решетку Летнего сада, которая отражается зеленью высоких лип, вязов и дубов! Какая легкость и какая стройность в ее рисунке,- писал поэт К. Н. Батюшков.- Я видел славную решетку Тюльерийского замка, отягченную, раздавленную, так сказать, украшениями - пиками, касками, трофеями. Она безобразна в сравнении с этой".
Во время строительства решетки Петербург пережил страшное стихийное бедствие: в сентябре 1777 года в столице случилось невиданное наводнение. Летний сад, стоящий на самом берегу Невы, пострадал катастрофически, превратившись на некоторое время в продолжение реки. Были уничтожены фонтаны, все легкие постройки, старые деревья. Несколько лет сад приводили с порядок, не пуская туда посетителей.

Внесла свои изменения в облик великолепной решетки и история. В апреле 1866 года у ворот Летнего сада произошло покушение на императора Александра II. В него стрелял студент Дмитрий Каракозов. Покушение не удалось: Каракозов промахнулся, был схвачен, а через несколько месяцев казнен. В память о счастливом спасении государя на месте главных ворот сада установили часовню во имя святого Александра Невского, двое малых ворот перенесли ближе к ней. После революции часовню убрали, но главные, самые величественные ворота, так и не были восстановлены.

Следует особенно отметить участие в создании ограды русских мастеров-умельцев - тульских кузнецов и путиловских каменотесов, показавших образцы высокого мастерства.
В 1950-х годах решетка реставрирована. Тогда же часть утраченных деталей была выполнена из алюминия.

Источники

1. Летний сад в Санкт-Петербурге: скульптуры, памятники и решетка Летнего сада
2. В.С.Шварц. "Архитектурный ансамбль Марсова поля". Л.: "Искусство", 1989г.
3. Н.Семенникова. "Летний сад". Л.: Лениздат,1970г.
4. Создание Летнего сада
5. Установка решётки Летнего сада
6. Роль Петра 1 в развитии Санкт-Петербурга
7. Ограда Летнего сада со стороны Невы


Просмотров: 23043



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X