Козьма Минин - мистер Икс российской истории

Документальный фильм, посвященный одному из главных героев Смутного времени - Козьме Минину.
Почему человека, воссоздавшего из руин Российское государство, не увековечили в летописях и легендах? Почему его именем не названа ни одна из улиц нашей столицы? Почему он так раздражал историков XIX века и реформаторов 90-х годов века прошлого? И самое главное – почему о, казалось бы, одной из самых известных исторических личностей мы знаем до обидного мало?





Видео располагается на стороннем видеохостинге, оно может быть удалено без нашего ведома.
Если видео отсутствует, напишите об этом в комментариях.


Краткая биографическая справка


Минин Кузьма Захарьевич, по прозванью Сухорук - один из "освободителей отечества" от поляков в 1612 г. Биография его до его выступления в 1611 г. неизвестна. Посадский человек Нижнего Новгорода, по-видимому, среднего достатка, торговавший мясом, он, кажется, ничем особенным не выделялся из рядов "братьи своей", посадских людей. В эпоху смуты при царе Василии Шуйском , когда Нижнему угрожали восставшие инородцы и тушинцы, Минин, по некоторым указаниям, принимал участие, как и другие посадские, в походах против врагов, в отряде воеводы Алябьева.

С осени 1611 г. скромный мясник становится первым человеком в родном городе. В эту критическую для России пору, когда после гибели Ляпунова ополчение его распадалось, и власть над страной захватили казачьи воеводы - Заруцкий и Трубецкой, когда Новгород был уже занят шведами, Смоленск взят Сигизмундом, а в Псковской области действовал новый "царь Димитрий", когда в связи с этим уныние, малодушие и отчаяние захватили многих, и местные и личные интересы стали брать верх над общегосударственными, - Минин глубоко скорбел о бедствиях отечества и думал о средствах помочь ему. По его словам, святой Сергий трижды являлся ему во сне, побуждая выступить с призывом, и даже наказал за непослушание. Избрание свое в земские старосты Нижнего около нового года (1 сентября) Минин понял как указание перста Божьего.

В земской избе и "иде же аще обреташеся" он стал призывать посадских людей порадеть об отечестве и личным примером побуждал к пожертвованиям для найма ратных людей. К начинанию скоро пошедшего за Мининым посада примкнули и власти, и весь город; был составлен приговор о принудительном сборе со всех хозяев города и уезда "пятой деньги", т. е. пятой части имущества, приглашены в ополчение бездомные скитальцы-смольняне, и выбран в воеводы князь Дм. М. Пожарский. По его предложению, Минину было поручено заведование казной ополчения. С званием "выборного человека", простой нижегородец стал рядом с князем Пожарским, а после, под Москвой и в Москве, и с князем Трубецким, во главе ополчения и образовавшегося в нем правительства. Принимая участие во всех делах правительственных, Минин, главным образом, ведал казну и обеспечение ратных людей необходимыми запасами и припасами и денежным жалованьем, с чем и справился успешно, несмотря на трудности сборов в разоренной смутой стране. Под Москвой, в битве с Ходкевичем, Минин показал и военную доблесть, решив бой смелым ударом выбранного им самим отряда.

Царь Михаил пожаловал Минина 12 июля 1613 г. думным дворянством и землей в Нижегородском уезде. В 1614 г. ему был поручен сбор первой пятины с гостей и торговых людей в столице; в мае 1615 г. он был в боярской коллегии, "ведавшей Москву" во время богомолья государева; в декабре того же года послан с князем Гр.П. Ромодановским в казанские места "для сыску" по поводу бывшего здесь восстания инородцев. Вскоре после этого - до мая 1616 г. - Минин умер. Погребен он в Нижнем, в нижнем этаже Спасо-Преображенского собора, где в его память устроен придел во имя Косьмы и Дамиана, освященный в 1852 г. - Правительство со вниманием относилось ко вдове и сыну Мининым (дальнейшего потомства у него не было).

Сказания и повести о смуте, начавшие появляться с 1617 г., и другие известия свидетельствуют о высокой оценке подвига Минина его современниками; у следующих поколений слагались уже и легенды, еще более возвеличивавшие его. Историки XVIII в. не дали научной обработки биографии Минина и его дела; не дошел до него в своей "Истории" и Карамзин. "Пииты" XVIII в., любившие обращаться за сюжетами к родной старине, не создали ничего значительного и законченного о Минине, но с началом нового столетия появляется целый ряд панегириков ему и в прозе и в стихах, выставлявших его образцовым гражданином. Это закреплено манифестом 1812 г. Первой более или менее научной биографией Минина и оценкой его была для своего времени речь Н. Полевого 1833 г. Статьи П.И. Мельникова (1843 и 1850) и общие труды по истории Смуты - Соловьева (в "Истории") и Костомарова - представляют собой дальнейшие стадии в разработке истории Минина. Отрицательной характеристикой Минина в "Личностях Смутного времени" (1871) Костомаров вызвал давший много нового, ответ Погодина и очень ценные статьи Забелина , позже изданные отдельно и с дополнениями в виде книги: "Минин и Пожарский". Из дальнейшей литературы см. особенно "Очерки по истории Смуты" С.Ф. Платонова и "Очерк истории нижегородского ополчения" П. Любомирова. Большая часть материалов о Минине переиздана Нижегородским Археологическим Комитетом в сборнике "Памятники истории нижегородского движения" ("Действия", т. XI). П. Л.


Просмотров: 13285



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 1
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
ник. 2011-12-07 12:40:22
хочу прочитать о Козьме Минине
X