Карибский кризис. Тринадцать дней, которые потрясли мир. Часть III

Мы уже рассказывали(часть 1, часть 2) о предыстории Карибского кризиса и его причинах, и о проведении операции «Анадырь» - доставке советских ракет средней дальности на Кубу. Когда 14 октября 1962 года на снимках, сделанных самолетом-разведчиком U-2, американцы обнаружили стартовые позиции советских баллистических ракет, начался отсчет Карибского Кризиса – долгих тринадцати дней, на протяжении которых мир балансировал на грани войны, которая вполне могла стать последней в истории человечества.

Президент Джон Кеннеди немедленно собрал в Белом Доме группу из 14 советников и членов Совета Национальной Безопасности США (консультативного органа при президенте для решения вопросов национальной безопасности). На секретном совещании этой группы (22 октября она получила официальное название EXCOMM – Executive Committee, Исполнительный Комитет) речь шла об ответных мерах со стороны Америки на новую угрозу. Было предложено три варианта действий – уничтожение ракет точечными ударами с воздуха, полномасштабное вторжение и морская блокада Кубы. Дипломатические меры были отвергнуты почти сразу. А из мер военных оставили два варианта – военно-морская блокада и вторжение. На последнем варианте настаивали Кертис Лемей, глава Стратегического Командования ВВС, и Максвелл Тейлор, начальник Объединенного Комитета Начальника Штабов. Советский Союз не решиться на решительные действия, считали они. Правда, данные о численности и составе советского контингента на Кубе у американцев на тот момент не были полными. На острове к тому времени были не только баллистические ракеты, но и тактические ядерные ракетные комплексы «Луна» - эти ракеты могли доставить боеголовки мощностью до 10 килотонн на расстояние до 32 километров. Флориде, не говоря уж о Вашингтоне, эта ракеты угрожать не могли. Но вот с флотом вторжения двенадцать таких комплексов вполне могли справиться. Но о наличии этих ракет на Кубе американским военным на тот момент было неизвестно. Но, против вторжения выступил сам президент – если русские не ответят на Кубе, то «ответ последует в Берлине». Перспектива новой масштабной войны в Европе совсем не радовала Кеннеди. Оставался только вариант морской блокады острова. На этом варианте настаивал министр обороны Роберт Макнамара. Этот вариант и был принят за основной.

Советский Контингент на Кубе. Карта из журнала Life
Советский Контингент на Кубе. Карта из журнала Life

18 октября президента Кеннеди посетили советский министр иностранных дел Андрей Громыко и посол Добрынин. Советские дипломаты отрицали факт наличия ядерных ракет на Кубе. А на следующий день на снимках, сделанных во время очередного полета U-2, были обнаружены новые стартовые площадки баллистических и крылатых ракет и эскадрилью бомбардировщиков Ил-28. И 20 октября было принято решение о морской блокаде Кубы. О реакции Советского Союза на такое решение было догадаться несложно, но возникли сложности юридического характера – по международным законам блокада ни что иное, как акт войны – с этой точки зрения нет никакой разницы между вторжением и блокадой. Так что, мировое сообщество могло и не поддержать действия США. Чтобы обойти юридические проблемы, решение о блокаде Кубы было вынесено на рассмотрение Организация американских государств (ОАГ – организации, созданной в 1948 году и объединяющей практически все государства Южной и Северной Америки). Куба, к тому времени уже не была членом этой организации (свое членство в ОАГ Куба восстановила только в 2009 году), так что решение было принято единогласно. Кроме того, термин «блокада» решили не использовать. Вместо «блокады» использовался термин «карантин». Разница между блокадой и карантином все-таки есть – карантин это не полное прекращение морского судоходства, а лишь запрет на поставку вооружений. Карантин решили ввести 24 октября в 10 часов утра по местному времени. Тем временем новые снимки, сделанные самолетами-разведчиками, запечатлели новые готовые пусковые установки советских баллистических ракет. И армия США в дополнение к карантину стала готовиться и к вторжению – на Юг страны стали перебрасываться войска, стратегические бомбардировщики B-52 были переведены в режим постоянного патрулирования.

22 октября состоялось знаменитое телевизионное выступление президента Кеннеди (полный текст выступления мы приводили здесь). Кеннеди объявил о введении карантинной зоны шириной в 500 морских миль вокруг Кубы. Одновременно он заявил, что любой ракетный запуск с территории Кубы будет расцениваться как акт войны.
Никита Хрущев предсказуемо назвал американский карантин незаконным и заявил, что все суда под советским флагом будут этот карантин просто игнорировать. И действительно, в размещении ракет на территории суверенного государства не было ровным счетом ничего незаконного – американские ракеты, как мы уже рассказывали, размещались в Италии и, самое главное, в Турции (что и заставило Советский Союз разместить свои ракеты на Кубе). По словам Хрущева, если хоть один советский корабль будет атакован, ответный удар не заставит себя долго ждать.

Daily News. 23 октября 1962 года
Daily News. 23 октября 1962 года

24 октября 1962 года в 10.00 по местному времени 180 американских военных кораблей заняли позиции в карантинной зоне. В океане в этот момент находились на пути к Острову Свободы три десятка военных кораблей. На борту одного из них находились ядерные боеголовки («Александровск», он добрался до кубинских берегов в день объявления блокады), четыре других перевозили баллистические ракеты среднего радиуса действия Р-14. Эту флотилию сопровождало четыре дизельных подводных лодки. Американские военные моряки получили приказ открывать огонь только по прямому приказу президента. Тем не менее, Хрущев отдал приказ большей части судов развернуться назад. Путь на Кубу продолжили только четыре корабля с ракетами в сопровождении четырех субмарин. Вооруженные Силы Советского союза и стран Варшавского договора были приведены в состояние повышенной боевой готовности.
За день до начала карантина Роберт Кеннеди, министр юстиции и брат президента, посетил советское посольство и заявил, что американцы намерены останавливать советские суда. Днем позже состоялся обмен письмами между Кеннеди и Хрущевым. Кеннеди призывал советского лидера «соблюдать благоразумие», Хрущев грозил принять любые меры для обеспечения безопасности советских судов. 25 октября состоялось экстренное заседание Совета Безопасности ООН, на котором американский представитель Адлай Стивенсон потребовал от советского представителя СССР Валерия Зорина дать четкий ответ на вопрос о ракетах на Кубе. Получив отказ, он продемонстрировал снимки стартовых площадок советских ракет. В этот же день уровень боевой готовности армии США был поднят до уровня DEFCON-2 (DEFense readiness CONdition — готовность обороны, следующий уровень DEFCON-1 – означает готовность к полномасштабным военным действиям с применением оружия массового поражения). Уровень DEFCON-2 вводился в истории США всего один раз (DEFCON-1 отрабатывался один раз во время учений в Западной Европе в 1983 году, на территории США такой уровень боевой готовности не вводился ни разу). В этот же день Хрущев получил очередное письмо от Кеннеди с упреками в том, что советская сторона «нарушает свои обещания в отношении Кубы». Никита Хрущев собрал заседание Политбюро, на котором объявил, что невозможно держать ракеты на Кубе и не вступить в войну с Соединенными Штатами. На этом заседании было принято решение попробовать пойти на компромисс – предложение демонтировать советские ракеты в обмен на американские гарантии оставить Кубу в покое. А после заседание Хрущев предложил членам Политбюро … отправиться в Большой Театр, чтобы успокоить общественность.


Американский новостной сюжет. 25 октября 1962 г.

На следующий день, 26 октября, Кеннеди получил письмо Хрущева с предложением компромисса – демонтаж ракет в обмен на гарантии безопасности Кубы. В тот же день это предложение было продублировано и по неофициальным каналам – в ресторане Occidental его изложил репортеру ABC News Джону Скали резидентом КГБ в Вашингтоне Александр Фомин. На неофициальное предложение последовал столь же неофициальный ответ – через Бразильское посольство американское руководство проинформировало Кастро, что вторжение маловероятно в том случае, если на Кубе не будет советских наступательных вооружений.
27 октября еще одно условие вывода советских ракет с Кубы было озвучено в открытом обращении – Советский Союз требовал убрать американские ракеты из Турции. Но не это обращение стало главным событием этого дня, вошедшего в историю как «черная суббота». Фидель Кастро, узнав о том, что позиция Советского Союза сменилась на более миролюбивую, немедленно отправил письмо Хрущеву с требованием более активных действий. По мнению Кастро, американское вторжение было неминуемым и до него оставалось от 24 до 72 часов. В это же время министр обороны Малиновский получил сообщение о возросшей активности американской стратегической авиации над Карибским бассейном. Хрущев получил оба сообщение в полдень по московскому времени. Пятью часами позже советские радары засекли очередной U-2, подлетающий к американской базе Гуантаномо на территории Кубы. В это время над Кубой бушевал тропический шторм. Начальник штаба одного дивизиона зенитных ракет С-75, отвечающий за этот участок обороны, не смог связаться с генералом Иссой Плиевым - командующим советским контингентом на Кубе, но получил разрешение сбить американский самолет от его заместителя по боевой подготовке генерал-майора Леонида Гарбуза. Самолет был успешно сбит, пилот погиб. В довершение ко всему это был не единственный U-2, сбитый советской ракетой в этот день – еще один разведчик советские зенитчики сбили над Сибирью. Кроме того, на Кубе от зенитного огня получил повреждения самолет фоторазведки RF-8A. Ситуация стремительно выходила из под контроля. Военные требовали от Кеннеди немедленно начать вторжение, пока не поздно. Но и это еще не полный перечень событий этого дня - группа из 11 американских эсминцев и авианосца «Рендольф» окружила советскую подводную лодку Б-29 с атомным оружием атомным оружием на борту. Только выдержка и самообладание Василия Архипова, старшего по званию, начальника штаба 69 бригады подводных лодок Северного флота, находящегося на борту, позволили избежать применения торпед с ядерной боевой частью. В этот день ядерная война была реальна как никогда.

Двигатель  U-2, сбитого в «черную субботу», в музее Революции в Гаване
Двигатель U-2, сбитого в «черную субботу», в музее Революции в Гаване

В ночь на 28 октября Роберт Кеннеди вновь встретился с советским послом Добрыниным в здании Министерства Юстиции. Он изложил послу опасения Джона Кеннеди - ситуация может выйти из под контроля в любой момент. Но президент готов принять советское предложение – гарантии безопасности Кубы в обмен на вывод советских ракет. В ответ на вопрос об американских ракетах в Турции, Добрынин услышал заверения в том, что в решении этого вопроса нет непреодолимых трудностей. Но ответ из Москвы президент хочет получить уже сегодня – в воскресенье, иначе может быть уже поздно.
28 октября Хрущев получил послание Кеннеди:

«1) Вы согласитесь вывести свои системы вооружения с Кубы под соответствующим наблюдением представителей ООН, а также предпринять, с соблюдением соответствующих мер безопасности, шаги по остановке поставок таких же систем вооружения на Кубу.
2) Мы же, со своей стороны, согласимся — при условии создания с помощью ООН системы адекватных мер, обеспечивающих выполнение данных обязательств, — а) быстро отменить введённые в настоящий момент блокадные мероприятия и б) дать гарантии ненападения на Кубу. Я уверен, что и остальные государства Западного полушария будут готовы поступить подобным образом».
Это послание обсуждалось на заседании Политбюро, которое Хрущев собрал у себя на даче в Ново-Огарево. В разгар обсуждения с помощником Хрущева Олегом Трояновским связался по телефону посол Добрынин. Он рассказал о ночной беседе с Робертом Кеннеди и просьбе немедленно дать ответ на свое предложение. Содержание этого разговора Трояновский немедленно доложил Хрущеву и тот сразу же стал диктовать стенографистке свое согласие. Следом были отправлены еще два письма американскому президенту от Хрущева, на сей раз конфиденциальные – в одном он просто информировал о том, что слышал послание Роберта Кеннеди, в другом выдвигал еще условие вывода советских ракет – вывод американских ракет из Турции. Одновременно Плиев получил запрет на использование ПВО – любой инцидент в такой обстановке мог привести к самым печальным последствиям. На всякий случай, открытое послание с согласием на американские предложение, было решено продублировать и по радио. И за час до начала трансляции Плиев получил приказ начать демонтаж стартовых площадок ракет Р-12.

Армрестлинг – британская карикатура, 29 октября 1962 года
Армрестлинг – британская карикатура, 29 октября 1962 года

Демонтаж и вывод советских ракет с Кубы занял три недели, 20 ноября морская блокада была снята. Ракеты «Юпитер» из Турции были выведены спустя несколько месяцев – невзирая на возражения НАТО, их объявили устаревшими (так можно было выполнить советские требования «без потери лица»).
И в Советском Союзе и в США нашлись влиятельные политики, которые сочли мирный исход кризиса поражением своих стран – и Кеннеди и Хрущев пошли на взаимные уступки, что было расценено как явная слабость этих лидеров и «ястребами» из Пентагона и некоторыми членами Политбюро. Тем не менее, простые люди по обе стороны Атлантики вздохнули с облегчением – в нашей стране были слишком свежи воспоминания о предыдущей мировой войне, американцев приводил в ужас сам факт, что и их города могут разделить участь Хиросимы и Нагасаки. Но, обошлось.
Карибский кризис дал начало процессу разрядки международной напряженности, результатом которого стали договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. Кризис стал и причиной появления массового антивоенного движения в странах Запада. Человечество не забыло о том, как в октябре 1962-го две великие сверхдержавы прошли по самому краю пропасти.


И немного альтернативной истории – заставочный ролик игры «Карибский Кризис» (2004, компания 1С).


Просмотров: 27760



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 1
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
Александр 2017-06-04 11:40:23
Статья вообще не о чём. Ни причину демонтажа ракет ни дело Пеньковского ни как даже не упомянуто. Чисто Советская статья.Никчемная
X