Советская пропаганда для немецких солдат

В последние столетия истории человечества у любой войны появился «второй фронт» - пропагандистский. Задача пропагандистов проста – убедить своих солдат в том, что надо стоять до конца, и победа неизбежна, а до вражеских солдат донести мысль о том, что сопротивление бессмысленно, а в плену хорошо кормят.

Вторая Мировая война, ставшая для нас с 22 июня 1941 года Великой Отечественной, не могла не вестись и на пропагандистском фронте. Противник, в этом плане, у нас был более чем опасный – нам противостояло Министерство Просвещения и Пропаганды Третьего Рейха, возглавляемое талантливым пропагандистом Йозефом Геббельсом.


Миллионными тиражами печатались листовки – «пропуска в плен» с незамысловатыми лозунгами типа «Бей жида – большевика, морда просит кирпича», на оккупированных территориях издавались столь же огромными тиражами газеты и брошюры с броскими названиями (например, «Гитлер – освободитель»)

А вот наша, советская пропаганда, увы, поначалу была не слишком эффективной. Сказалась инерция тех лет, когда наши пропагандисты грезили мировой революцией. Немецкие солдаты воспринимались как «братья по классу», которых обманули и заставили идти на войну немецкие эксплуататоры. Но, и наши солдаты, и наши пропагандисты, быстро разобрались в том, что немцы и их союзники это просто немцы (просто финны, румыны, итальянцы и так далее). К тому же, зимой 41-го Вермахт впервые понес сокрушительное поражение под Москвой. И наша пропаганда, наконец, «заработала».

Пропагандисты по обе стороны фронта использовали сходные приемы. Самый очевидный - создание крайне негативного образа лидера противоборствующей стороны - у нас солдаты шли в бой под лозунгом «За Родину, За Сталина!», немцы давали присягу лично Адольфу Гитлеру. У союзников официального «культа личности» премьер-министров и президентов не было, но первые лица в государстве пользовались доверием, тех, кто идет на передовую с винтовкой в руках. Так что, главными мишенями пропаганды были, как легко догадаться, Гитлер, Сталин, Рузвельт, Черчилль, Муссолини, Тодзио.

Другой популярный прием – живописание потерь и прочих ужасов войны (с тонким намеком – а оно тебе надо? Может быть, лучше переждать эту «заварушку» в плену?).

Немецкие «пропуска в плен», газеты и брошюры для оккупированных территорий Советского Союза широко известны. Так что, давайте рассмотрим образцы советской пропаганды для немецких солдат.

Советская пропаганда времён ВОВ. Горилла Адольф

«Горилла Адольф». Листовка датирована 29 августа 1941 года. Авторы – знаменитые Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Петров, Николай Соколов). Текст листовки прост «Горилла Адольф. Внимание! Бешенная!». «Вот где он находится. Вот где он будет находиться!». Тираж листовки – миллион экземпляров.

Советская пропаганда времён ВОВ. Да здравствует топор!

«Да здравствует топор!» Еще одна листовка от Кукрыниксов. Снова август 1941 года. Комментарии излишни.

Советская пропаганда времён ВОВ. Гитлер – этой война. Немецкий солдат – он идет по твоей крови!

«Гитлер – этой война. Немецкий солдат – он идет по твоей крови». Эта листовка датирована июлем 1941-го. К июлю, кстати, немцам уже было ясно, что «война на Востоке» это совсем не увлекательный поход по Польше или Франции.

Советская пропаганда времён ВОВ. Немецкий солдат! Смотри, кто виновен в этой войне. Долой Гитлера и его фашистскую орду

«Немецкий солдат! Смотри, кто виновен в этой войне. Долой Гитлера и его фашистскую орду!». Не самый удачный образец с точки зрения текста – немцы называли себя национал-социалистами, а фашисты для них были в Италии. Но, картинка все равно хорошая.

Советская пропаганда времён ВОВ. Мои солдаты всегда близки мне

«Мои солдаты всегда близки мне». Вариант беспроигрышный. У каждого читателя листовки кто-то из друзей к тому времени погиб.

Советская пропаганда времён ВОВ. Крестовый поход Гитлера

«Крестовый поход Гитлера». Снова раскрытие темы потерь.

Советская пропаганда времён ВОВ. А это советский вариант «пропуска в плен»

А это советский вариант «пропуска в плен». Датирован ноябрем 1941-го года. «Гитлер – враг немецкого народа».

Советская пропаганда времён ВОВ. Фронтовые иллюстрации для немецких солдат

Для немецких солдат у нас многомиллионным тиражом издавался четырехстраничная газета с красноречивым названием «Front Illustrierte fur den Deutschen Soldaten» (Фронтовые иллюстрации для немецких солдат»). Издавался еженедельно, начиная с июля 1941-го по апрель 1945-го. Вот картинка из номера за декабрь 41—го.

Советская пропаганда времён ВОВ. Обложка номера Front Illustrierte fur den Deutschen Soldaten за декабрь 41—го

А это обложка этого номера.

Советская пропаганда времён ВОВ. Обложка номера Front Illustrierte fur den Deutschen Soldaten за сентябрь 1944—го

И еще одна обложка того же издания. Слишком прямолинейная, на мой взгляд. Впрочем, к сентябрю 1944-го можно было уже и не особо сентиментальничать с противником.

Как видите, в области пропаганды мы ни в чем не отставали от противника. В первые месяцы войны, когда враг шел на Восток не могла работать никакая пропаганда. Пусть даже самая гениальная. Но зато потом...

Но следуют признать и профессионализм наших оппонентов – они смогли убедить многих немцев в финале войны в том, что на них надвигается орда «варваров с востока». Полчища Аттилы и Чингиз-хана просто «белые и пушистые» в сравнении с нашими предками, завоевавшими победу. Итогом этих пропагандистских усилий стало то, что многие немцы убивали свои семьи и кончали жизнь самоубийством при приближении советских войск. Так что, на совести доктора Геббельса жизни не только советских женщин и детей, но и жизни его соотечественников, не принимавших участие в войне и ни в чем не повинных.


Просмотров: 11227



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X