Создание советов крестьянских депутатов в 1917 г.

Советы крестьянских депутатов - выборные организации крестьянского самоуправления, в массовом порядке ставшие создаваться после Февральской революции 1917. Об этом эпизоде и пойдёт речь в этой заметке. Материал взят из книги Ю.С. Кукушкина и Н.С. Тимофеева "Самоуправление крестьян России". Смотрите также Временное правительство и земства .

Советы крестьянских депутатов создавались обычно всеобщим прямым голосованием. Первые волостные и уездные крестьянские съезды, проходившие в марте-апреле 1917 г. сами устанавливали нормы представительства для избрания Советов. Чаще всего избирался один депутат от 200 жителей. Всего в волостные Советы избиралось обычно 20-30 человек, которые из своего состава образовывали исполнительные комитеты. Уездные советы формировались по результатам всеобщего прямого голосования или путем делегирования представителей от волостей. Обычно один депутат представлял 2-3 тыс. избирателей.
В создании крестьянских Советов наряду с жителями деревни, городскими рабочими и солдатами тыловых гарнизонов участвовали и представители различных организаций, таких как сельскохозяйственные и потребительские общества, кредитные и ссудосберегательные товарищества, различные виды кооперации и др.

Крестьяне Херсонского и прилегающих уездов на собрании 3 апреля 1917 г. в принятой резолюции записали: «Съезд крестьян считает долгом совести своей выразить глубокое восхищение и благодарность всему революционному пролетариату и армии г. Петрограда, своей кровью добывшим для народа свободу. Съезд преклоняется перед светлой памятью борцов, жизнь отдавших за волю народа. Съезд выражает свое полное доверие стойкому руководителю революционного народа — Петроградскому Совету рабочих и солдатских депутатов и шлет ему свои пожелания дальнейшей успешной работы на благо трудового народа»'.

Первый губернский Совет крестьянских депутатов был созван 4 марта в Костроме. 18 марта состоялось учредительное собрание Московского губернского Совета крестьянских депутатов.

В период с 13 по 17 апреля 1917 г. в Петрограде состоялось совещание крестьянских организаций 27 губерний. Несмотря на то что в подготовке этого совещания активнейшую роль сыграли центральные органы Крестьянского союза(партия зажиточных слоев крестьянства, поддерживавшая Временное правительство), оно приняло резолюцию, в которой указывалось, что наилучшей формой объединения крестьянства являются Советы. Оценивая это решение, В.И.Ленин в статье, опубликованной 16 апреля в газете «Правда», писал: «Это — гигантской важности дело, которое надо поддержать всеми силами». Развивая эту установку, В.И.Ленин продолжал: «Нет сомнения, все члены нашей партии, все сознательные рабочие всеми силами поддержат организацию Советов крестьянских депутатов, позаботятся об увеличении их числа, об укреплении их силы, напрягут со своей стороны усилия, чтобы внутри этих Советов вести работу в последовательно и строго- пролетарском классовом направлении».

В Петроградской губернии 11-12 мая 1917 г. заседал губернский крестьянский съезд, на котором был создан губернский Совет крестьянских депутатов. Аналогичные съезды проводились и в других губерниях. В партийном отношении они в основном были эсеро-меньшевистскими.
Часто на съездах, вопреки их эсеро-меньшевистскому руководству, принимались последовательно революционные решения. Так было на Саратовском губернском съезде Советов в мае 1917 г. Как проходили обсуждения, можно составить представление по протоколам II Съезда крестьян Самарской губернии. Приведем стенограмму некоторых выступлений:

24 мая 1917 года. Лукьянов (солдат). Мы теперь же должны взять и решить земельный вопрос. Если теперь мы не возьмем землю, то мы можем в будущем не получить эту свою землю... Рабочие сразу взяли 8-часовой рабочий день, и крестьянам ждать нечего.
Марковский. Передача земли должна быть немедленно... Уже фактически в некоторых уездах земли взяты...
Макаров. Платить за землю мы не будем ни копейки... Землю мы брать должны целиком...
Хохлов. Мы не уйдем отсюда до тех пор, пока не постановим, чтобы вся земля перешла в руки тех, кто ее обрабатывает.
Мухамет-Устафиев. Нам говорят, что мы не можем взять землю до Учредительного собрания... Если мы сейчас землю не возьмем, то прощай наша земля и воля.
Фролов. Вопрос о земле освещен со всех сторон. Хватит языком молоть, а дело теперь за Стенькой Разиным. И теперь это время настало.

4 мая 1917 г. открылся I Всероссийский съезд крестьянских депутатов, на котором собрались 1135 делегатов. Преобладала на съезде фракция социалистов-революционеров. Руководство съезда сделало все, чтобы не допустить распространения среди делегатов материалов фракции большевиков, призывавших прежде всего к немедленной передаче земли трудящимся крестьянам. Тем не менее оно не сумело воспрепятствовать выступлению В.И.Ленина. На съезде распространялись большевистские газеты с его статьями. Все это имело огромное политическое значение. В утвержденном съездом Положении о Советах крестьянских депутатов общины как однотипные с сельскими Советами организации вписывались в общегосударственную систему крестьянских Советов. Делегаты съезда не отделяли общины от Советов глухой стеной. Наоборот, они подчеркивали близость этих институтов и возможность их взаимозаменяемости.
К концу июля 1917 г. Советы крестьянских депутатов были созданы в 67% всех губерний и в 41% всех уездов. Значительно медленнее развивался этот процесс в волостях. До октября Советы крестьянских депутатов были образованы всего лишь в 1,3% всех волостей центральной России.
Совсем иной была картина в селах. Замедленный процесс образования крестьянских Советов в селах большинство историков объясняют тем, что их подменяли созданные там другие революционные организации. Правильнее сказать, что крестьяне не видели принципиальной разницы между исполнительными органами общин и Советов там, где они были созданы. На практике функции Советов в селах исполняли общины, и крестьяне не видели смысла в создании однотипных организаций.

Накал классовой борьбы в деревне непрерывно нарастал. По далеко не исчерпывающим данным, в мае было разгромлено 152 помещичьих имения, в июне — 112, в июле — 387, в августе — 440, в сентябре — 958. Множились революционные выступления. К началу сентября 1917 г. в Козловском уезде Тамбовской губернии они вылились в восстание, которое послужило детонатором для мощного революционного взрыва, охватившего к началу октября 1917 г. 32 губернии Европейской России.

В деревне с невиданной быстротой стало возникать большое количество различного рода организаций, многие из которых претендовали на то, чтобы стать местными органами власти. Главным образом это были общественные исполнительные комитеты. Чаще всего они избирались прямо на митингах из представителей самых разных общественно-политических организаций и учреждений, поддерживавших революцию. Комитеты отличались чрезвычайно пестрым политическим составом, в социальном отношении были крайне неоднородны. В них оказались избранными представители земств, Советов, военно-промышленных комитетов, члены партий социалистов-революционеров, большевиков, меньшевиков, кадетов и других, рабочие, солдаты, офицеры, крестьяне, капиталисты и помещики, священнослужители. Названия этих организаций характеризовались большим разнообразием: «комитеты народной власти» (Самарская губ.), «комитеты Государственной думы» (Тульская губ.), «комитеты общественной обороны» (Иркутская губ.), но чаще всего — «общественные исполнительные комитеты».
По мере развития революции устанавливался порядок формирования общественных исполнительных комитетов, более четкой становилась их организационная структура. Руководство сельских комитетов обычно состояло из председателя, его заместителя и секретаря, а президиумы волостных комитетов — из председателя, одного или двух его помощников, секретаря и казначея. Вообще же количество членов волостных комитетов колебалось весьма резко.

Общественные исполнительные комитеты начали очищать свои ряды от сторонников старых порядков. Постоянно нарастал процесс их демократизации за счет расширения представительства крестьян, делегированных общинами. Постепенно многосословные уездные, волостные и сельские общественные исполнительные комитеты становились односословными крестьянскими. Это объяснялось прежде всего тем, что от политических деклараций они перешли к практической деятельности, к решению жизненно важных проблем. Функции общественных исполнительных комитетов были чрезвычайно широки: устранение царской администрации, охрана общественного порядка, снабжение населения продовольствием, обеспечение нормальных условий жизни общества. Для уездных, волостных и сельских общественных исполнительных комитетов на первом месте стоял земельный вопрос. В зависимости от того, как он решался, определялись взаимоотношения общественных исполнительных комитетов с крестьянством. Практическая деятельность волостных общественных исполнительных комитетов зачастую мало чем отличалась от деятельности низовых Советов крестьянских депутатов.

Но вместе с тем было бы неправильно ставить знак равенства между Советами и общественными исполнительными комитетами. Не случайно Временное правительство проводило резкую грань между этими двумя институтами. Оно стремилось подчинить себе общественные исполнительные комитеты, с которыми со второй половины марта расширило различные контакты и начало вербовать своих комиссаров из правого крыла комитетов. Временное правительство пыталось превратить общественные исполнительные комитеты в некоторое подобие местных органов власти. Таковы были планы Временного правительства, но реализовать их оказалось совсем не просто.

Очень скоро общественные исполнительные комитеты показали свою неспособность решать кардинальные проблемы крестьян. Необходимо отметить, что Временное правительство затратило немало усилий, пытаясь найти себе опору в массах. 3 марта Временное правительство приняло специальную декларацию о реформе местного самоуправления. Для этого 25 марта 1917 г. им было создано Особое совещание по реформе местного управления и самоуправления. В общей сложности из 100 законодательных актов, принятых Временным правительством, более 40 в той или иной мере касались органов местного самоуправления.

Эти меры были рассчитаны на то, чтобы перехватить у народа инициативу в создании органов самоуправления, но они оказались неэффективными.
Крестьяне начали создавать новые организации в виде волостных земельных комитетов, уже само название которых говорило об их главной задаче. К осени 1917 г. в 8400 волостях Европейской части России были созданы земельные комитеты. Инициаторами этих революционных преобразований выступили беднейшие слои деревни. Каждый из волостных комитетов начинал распоряжаться всеми земельными угодьями, расположенными на его территории, брал на учет помещичьи имения, ликвидировал отрубные и хуторские хозяйства. Земельные комитеты присвоили себе право распоряжаться всеми земельными угодьями. Их деятельность нашла широкую поддержку у трудящегося крестьянства.

Временное правительство вынуждено было официально признать данные крестьянские организации, издав 21 апреля специальное постановление «Об учреждении земельных комитетов». Этой акцией оно рассчитывало поставить под свой контроль созданные по инициативе крестьян организации. В правительственном постановлении говорилось, что крестьянам разрешается создавать земельные комитеты. Такая формулировка ограничивала возможности этих комитетов, что сразу же вызвало многочисленные протесты. Временное правительство, надеясь сохранить контроль над земельными комитетами, пошло на уступки. Оно согласилось с тем, чтобы волостные земельные комитеты создавались в обязательном порядке. Нередко крестьяне вопреки постановлениям Временного правительства наряду с волостными создавали и сельские земельные комитеты. Обычно в состав комитетов избирали наиболее авторитетных крестьян. Иногда земельные комитеты становились комиссиями при Советах крестьянских депутатов.

Временное правительство не оставляло попыток поставить деятельность земельных комитетов под свой контроль. Не сумев добиться этого на уровне волостных земельных комитетов, оно сосредоточило свои усилия на уровне уездных и губернских земельных комитетов. Временное правительство позаботилось о том, чтобы уездные и особенно губернские земельные комитеты были очищены от революционно настроенных крестьян и пополнены представителями зажиточных слоев деревни — буржуазии, помещиков и духовенства. Временное правительство непрерывно оказывало всяческое давление на комитеты. Делалось все для того, чтобы с помощью таких земельных комитетов остановить крестьянские выступления. Непрерывно нараставшее революционное движение крестьян к осени 1917 г. убедительно показало, что земельные комитеты не могут стать надежной опорой Временного правительства. Начались преследования активных членов земельных комитетов. Только в июле и августе 1917 г. было брошено в тюрьмы около 2 тыс. членов земельных комитетов. Преследованиям подвергались и другие крестьянские организации, в том числе и Советы.

В середине сентября 1917 г. исполком Всероссийского Совета крестьянских депутатов созвал совещание представителей местных крестьянских Советов, которые в подавляющем своем большинстве решительно высказались за передачу всей полноты власти Советам. Этот факт имел принципиальное значение.
К октябрю 1917 г. было учтено 67 губернских Советов крестьянских депутатов, 437 уездных и окружных, до 800 волостных и около 45 гарнизонных. Что касается сельских Советов, то к этому времени их насчитывались единицы.
По мере приближения кульминации революционных событий ускорялся процесс консолидации сил, объединявшихся в Советах. В октябре 1917 г. из полутора тысяч Советов более двух третей являлись объединенными Советами рабочих и солдатских депутатов, а подавляющее большинство солдат, как известно, составляли крестьяне, одетые в шинели. Только одна треть Советов состояла из Советов крестьянских депутатов.


Просмотров: 14883

Источник: Ю.С. Кукушкин, Н.С. Тимофеев. Самоуправление крестьян России. М.: Изд-во МГУ, 2004



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X