1. "Лохань", не знающая преград

Несколько десятков английских гусеничных дредноутов и потрепанных "Рено" французского производства - все, чем поначалу располагали бронетанковые части Красной Армии. Эти трофеи стали исходной точкой увлекательной и драматичной истории российского танка...




Видео располагается на стороннем видеохостинге, оно может быть удалено без нашего ведома.
Если видео отсутствует, напишите об этом в комментариях.


Краткая историческая справка


По инициативе В. И. Ленина Совет Обороны принял решение о создании пятнадцати первых советских танков. Их постройку, разработку чертежей и проекта Совет военной промышленности возложил на Сормовский завод. Здесь к тому времени уже накопили значительный опыт производства технических средств вооружения. Отсюда Красная Армия получила более трех десятков бронепоездов, 50 броневагонов, десятки специально оборудованных платформ для установки на них орудий. Рабочие нижегородских заводов отремонтировали, переоборудовали и построили около 100 боевых и вспомогательных судов для борьбы с белогвардейскими флотилиями на Волге, Каме, Каспии.

В качестве образца сормовцам направили захваченный у деникинцев французский танк «рено». Предварительно его разобрали и на нескольких платформах вывезли на место. Сормовский завод стал местом рождения советского танкостроения.

Строитель первого отечественного танка, потомственный сормовский рабочий Иван Ильич Волков вспоминает:

«Приступать к строительству танков приходилось в исключительно трудных условиях. В стране разруха. Необходимой техники нет. Что и говорить, было над чем поломать голову. Однако вера Ленина в рабочего человека вдохновляла сормовцев».

«К нам на завод, — продолжает он, — был прислан легкий танк «рено», захваченный в боях на Южном фронте. Вот, говорят, наш образец. Делайте. А «образец» этот больше походил на груду металла, чем на настоящий танк. В нем отсутствовали важнейшие узлы. Не было мотора, коробки передач, множества других ценных деталей. Но унывать было некогда. В два месяца нужно было изготовить техническую документацию».

И советские зачинатели танковой промышленности раздвинули время суток, недель, месяцев и сосредоточили все усилия на том, чтобы дать Красной Армии нужные боевые машины. Требовалось создать максимально неприступную самоходную крепость па гусеницах.

Конструкторам завода предстояло решить важнейшую задачу: восстановить в чертежах узлы боевой машины. Группа инженеров, возглавляемая Н. И. Хрулевым и П. И. Салтановым, энергично взялась за дело. Чтобы в срок выполнить задание В. И. Ленина, на заводе организовали специальную конструкторскую бригаду. Узнав о трудностях, па помощь сормовцам приехали петроградские конструкторы с Ижорского завода.

Собирали танк в дизельном цехе завода. В создании грозных машин участвовали также рабочие завода «АМО».

После многодневного труда коллектив Сормовского завода сообщил: первый отечественный танк построен. На это потребовалось семь месяцев самоотверженной работы. Ответственное задание Владимира Ильича было выполнено с честью.

Во второй половине 1920 года танк передали на испытание приемной комиссии от Центроброни. Члены комиссии в первую очередь могли познакомиться с несколькими статистическими выкладками, свидетельствовавшими, что первый советский танк — это семитонная боевая машина длиной 4 м, шириной 1,75 м, высотой — 2,25 м. Па нем был установлен четырехцилиндровый двигатель «АМО» мощностью 34 л. с. Танк был хорошо бронирован, вооружен пушкой системы «Гочкис» калибра 37 мм, с запасом снарядов. Его скорость в боевом строю равнялась 8,5 км/час. Экипаж состоял из двух танкистов.

Чтобы замаскировать гусеничный первенец, решили покрасить его в зеленый цвет, ставший с того времени традиционным для советских механизированных войск.

Название первого советского танка родилось не сразу. Одни предлагали назвать его «Борец». Другие — «За свободу». Потом все остановились на том, что он должен называться «Товарищ Ленин». И вдруг кто-то предложил соединить три названия в одно. С ним согласились. Когда танк был подготовлен к испытанию, рабочие па правом и левом бортах краской вывели надпись — «Борец за свободу тов. Ленин», на башне нарисовали звезду и добавили «РСФСР».

Пришел час государственных испытаний. Подан сигнал. Члены экипажа заняли боевые места.

В «Краткой справке об изготовлении первого танка», посланной на имя В. И. Ленина, говорилось, что «танк выполнил всю программу испытаний и ныне представляет собой надежную боевую единицу».

Сейчас модель первенца советского танкостроения выставлена в Центральном музее В. И. Ленина. Тут же на фотографии у танка видим его замечательных творцов — тружеников Сормовского завода.

В течение 1920-1922 годов Сормовский завод выпустил все пятнадцать танков. Каждые три из них составляли боевую единицу. В нее входили танк с пушкой и два — с пулеметами. Поступавшие на вооружение Красной Армии с завода танки носили названия: «Парижская коммуна», «Красный борец», «Илья Муромец» и другие. Адрес их назначения был один — Западный фронт. На броне каждого делали надпись мелом: «На белополяков».

А. Тарасенко

Смотрите все серии И танки наши быстры!


Просмотров: 18406



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X